Охрана труда и трудовые проверки по-новому: анализируем законопроект
Новые изменения в законопроект «О безопасности и здоровья работников на работе» предусматривают исключение из КЗоТ статей о труде несовершеннолетних и расширяют права инспекторов труда.
Минэкономики 21 июля 2021 открыло для обсуждения текст проекта «О безопасности и здоровья работников на работе». По мнению его разработчиков, проект внедрит рискоориентированный подход к безопасности и здоровью работников, поможет привести законодательство в большее соответствие с нормами стран ЕС и определит единый механизм управления в сфере охраны труда и создания безопасных условий для работников.
Основные изменения проекта «О безопасности и здоровья работников на работе»
Предполагается, что в случае принятия:
- действие закона будет касаться всех работников и работодателей независимо от формы собственности и вида деятельности;
- другие законы не могут сужать права, установленные этим законом, или противоречить им;
- закон не касается военнослужащих, полицейских, лиц рядового и начальствующего состава, лиц, имеющих специальные звания, государственных, правоохранительных органов и воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины.
Внесен ряд изменений в в Кодекс законов о труде Украины
Положение законопроекту предлагают следующие изменения в КЗоТ:
- Исключение статей 190-192, определяющие перечень работ, где запрещено использование труда несовершеннолетних, порядок проведения медосмотров несовершеннолетних и запрет привлечения несовершеннолетних к работе в выходные дни, ночное и сверхурочное время.
- Отредактировано раздел «Надзор (контроль) за соблюдением законодательства о труде», расширяющий полномочия инспекторов труда и нормирует проведения инспекций предприятий и организаций, в том числе органами местного самоуправления и профсоюзами.
Статья 261 КЗоТ определяет такие полномочия инспекторов труда при наличии удостоверения:
- беспрепятственное посещение всех рабочих зон и помещений в любое время суток без предупреждения для проведения проверки;
- посещение в дневное время нежилых зданий, помещений, сооружений и других объектов, мест, по которым есть основания полагать, что там находятся физические лица, выполняющие трудовые обязанности, или к ним применяется принудительный труд;
- знакомиться с оригиналами и делать копии актов объектов посещения, касающихся прав работников, коллективных или трудовых договоров, а также документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде;
- расспрашивать объект посещения или работников, представителей профсоюзов, их организаций и объединений, члены которых работают на объекте посещения, получать объяснения, отчеты, материалы, другую информацию о состоянии соблюдения требований законодательства о труде;
- требовать обеспечения свободного доступа работников к информации в соответствии с требованиями законодательства;
- требовать прекращения незаконных действий, препятствующих проведению проверки;
- отбирать образцы материалов и веществ, которые производятся или используются;
- по результатам инспекционного посещения признавать работу такой, что выполняется в рамках трудовых отношений, независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами;
- вносить обязательные предписания по устранению выявленных при проверке нарушений законодательства о труде;
- в случае непосредственной угрозы здоровью или жизни людей вносить обязательные для исполнения требования по устранению такой опасности;
- рекомендовать уполномоченным органам отстранение от исполнения обязанностей виновных в нарушении законодательства о труде работников или привлечение их к ответственности;
- привлекать правоохранительные органы для пресечения действий объекта посещения и лиц, которые препятствуют исполнять служебные обязанности;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания;
- получать безвозмездно от объектов посещения, органов, уполномоченных управлять имуществом, государственных органов статистические и другие отчетные данные, информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения своих полномочий;
- запрашивать документы, удостоверяющие личность у физических лиц, находящихся на рабочих местах или вне их в производственных, служебных, административных помещениях, зданиях, сооружениях и других объектах, местах, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они выполняют трудовые обязанности;
- вести фото, аудио и видеофиксацию проверок.
Обратите внимание, что в жилище лица инспекторы труда могут получить исключительно в случае согласия этого лица или мотивированного решения суда.
Штрафы, определенные законопроектом
Статья 268 КЗоТ меняет размеры отдельных трудовых штрафов, в том числе:
15 (для юрлиц и ФЛП плательщиков ЕН первой — третьей групп — 10) минимальных зарплат на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого имеется нарушение, за:
- фактический допуск работника к работе с нарушением требований части третьей статьи 24 КЗоТ;
- оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы за полное рабочее время;
- выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления ЕСВ.
Предыдущая версия статьи содержала штраф в 10 мзп и предупреждение соответственно;
5 минимальных зарплат за каждого работника, в отношении которого имеется нарушение, за:
- несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда;
- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц;
- выплата их не в полном объеме.
Также законопроект добавляет новую финансовую санкцию за нарушение законодательства об отпусках в размере трех минимальных зарплат за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.