logo

Книгу доходов предпринимателя потеряно — ваши действия?

Поделиться

Налоговики на общедоступном ресурсе ЗІР напомнили об особенностях ведения книг учета и расходов, обязанности плательщиков ЕН 1-3 групп заполнять налоговую декларацию на основании первичных документов, а также порядок действий в случае потери таких документов.

Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов,  связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Напомним, что Закон Украины от 14 июля 2020 № 786-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц — предпринимателей» »вносит изменения в п. 296.1 ст. 296 НКУ.

Обязанность плательщиков ЕН 1-3 групп заполнять налоговую декларацию на основании первичных документов

Теперь, согласно п. 296.1 ст. 296 НКУ физические лица — предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога первой и второй групп, и плательщики единого налога третьей группы, не являющиеся плательщиками НДС, ведут учет в произвольной форме путем помесячного отражения полученных доходов. Эта норма действует от 1 января 2021.

Предусмотрена возможность ведения учета доходов и расходов в бумажном и / или электронном виде.

С 1 января 2021 утратившими силу считаются формы книги учета доходов, книги учета доходов и расходов и порядки их ведения, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 19.06.2015 № 579 и отменена обязанность регистрации таких книг в налоговых органах.

Изменения, введенные с 01.01.2021 Законом № 786 по форме учета доходов и расходов в произвольной форме или в электронном виде не отменяют обязанности плательщиков единого налога первой — третьей групп соблюдать требования заполнения налоговой декларации плательщика единого налога — физического лица — предпринимателя на основании первичных документов в соответствии с нормами п. 44.1 ст. 44 НКУ, которые имеют право изучать и проверять контролирующие органы при проведении проверок в соответствии с п.п. 20.1.6 п. 20.1 ст. 20 НКУ.

В соответствии с пунктом 44.5 ст. 44 НКУ установлено, что в случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов, указанных в пп. 44.1 и 44.3 ст. 44 НКУ, налогоплательщик обязан в течение 5 дней письменно сообщить контролирующий орган по месту учета. Кроме того, налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем ​​поступления уведомления в контролирующий орган.

В случае невозобновления таких документов, их повторной потери, повреждения или досрочного уничтожения, произошедших после использования налогоплательщиком права на их восстановление, считается, что такие документы отсутствовали у такого налогоплательщика на время составления такой отчетности или на время выполнения им требований таможенного, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Сроки хранения документов

Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных п. 44.1 ст. 44 НКУ, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение определенных законодательством сроков:

  • не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного НКУ предельного срока представления такой отчетности и документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
  • не менее 1095 дней со дня осуществления соответствующей хозяйственной операции (для соответствующих разрешительных документов — не менее 1095 дней со дня окончания срока их действия);
  • не менее 2555 дней — для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со ст.ст. 39 и 39 шт. 2 НКУ.

В случае ликвидации налогоплательщика документы за период деятельности налогоплательщика не менее 1095 дней (2555 дней — для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием), предшествовавших дате ликвидации налогоплательщика, передаются в архив.

Порядок действий в случае потери книги доходов предпринимателя

Подытоживая приведенную выше информацию:

  1. ФЛП плательщик единого налога 1-3 групп в случае потери книги учета доходов (книги учета доходов и расходов), которая велась до 01.01.2021 должен в течение пяти дней со такого события письменно уведомить контролирующий орган по месту учета.
  2. Восстановить утраченную Книгу в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем ​​поступления уведомления в контролирующий орган. В случае невосстановления Книги считается, что Книга отсутствовала у такого плательщика единого налога на составлении налоговой декларации.
  3. Книгу следует хранить не менее 1095 дней со дня представления налоговой декларации, для составления которой она используется, а в случае ликвидации налогоплательщика хранить документы за период его деятельности не менее 1095 дней, предшествовавших дате его ликвидации.
Следите за нами
Поделиться
Комментарии

Комментариев пока нет ...

Полезные статьи

Подробнее
Механизм розблокировки НН/РК
30.08.2022

О факте остановки регистрации НН или РК в Едином реестре налоговых накладных плательщик НДС узнает из квитанции, которая приходит в течение операционного дня в автоматическом режиме одновременно и продавцу, и покупателю. Квитанция является подтверждением остановки регистрации НН/РК и содержит информацию с указанием критериев рискованности, которые стали причиной такого блокирования.

Подробнее