Книгу доходов предпринимателя потеряно — ваши действия?
Налоговики на общедоступном ресурсе ЗІР напомнили об особенностях ведения книг учета и расходов, обязанности плательщиков ЕН 1-3 групп заполнять налоговую декларацию на основании первичных документов, а также порядок действий в случае потери таких документов.
Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Напомним, что Закон Украины от 14 июля 2020 № 786-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц — предпринимателей» »вносит изменения в п. 296.1 ст. 296 НКУ.
Обязанность плательщиков ЕН 1-3 групп заполнять налоговую декларацию на основании первичных документов
Теперь, согласно п. 296.1 ст. 296 НКУ физические лица — предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога первой и второй групп, и плательщики единого налога третьей группы, не являющиеся плательщиками НДС, ведут учет в произвольной форме путем помесячного отражения полученных доходов. Эта норма действует от 1 января 2021.
Предусмотрена возможность ведения учета доходов и расходов в бумажном и / или электронном виде.
С 1 января 2021 утратившими силу считаются формы книги учета доходов, книги учета доходов и расходов и порядки их ведения, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 19.06.2015 № 579 и отменена обязанность регистрации таких книг в налоговых органах.
Изменения, введенные с 01.01.2021 Законом № 786 по форме учета доходов и расходов в произвольной форме или в электронном виде не отменяют обязанности плательщиков единого налога первой — третьей групп соблюдать требования заполнения налоговой декларации плательщика единого налога — физического лица — предпринимателя на основании первичных документов в соответствии с нормами п. 44.1 ст. 44 НКУ, которые имеют право изучать и проверять контролирующие органы при проведении проверок в соответствии с п.п. 20.1.6 п. 20.1 ст. 20 НКУ.
В соответствии с пунктом 44.5 ст. 44 НКУ установлено, что в случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов, указанных в пп. 44.1 и 44.3 ст. 44 НКУ, налогоплательщик обязан в течение 5 дней письменно сообщить контролирующий орган по месту учета. Кроме того, налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в контролирующий орган.
В случае невозобновления таких документов, их повторной потери, повреждения или досрочного уничтожения, произошедших после использования налогоплательщиком права на их восстановление, считается, что такие документы отсутствовали у такого налогоплательщика на время составления такой отчетности или на время выполнения им требований таможенного, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Сроки хранения документов
Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных п. 44.1 ст. 44 НКУ, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение определенных законодательством сроков:
- не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного НКУ предельного срока представления такой отчетности и документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
- не менее 1095 дней со дня осуществления соответствующей хозяйственной операции (для соответствующих разрешительных документов — не менее 1095 дней со дня окончания срока их действия);
- не менее 2555 дней — для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со ст.ст. 39 и 39 шт. 2 НКУ.
В случае ликвидации налогоплательщика документы за период деятельности налогоплательщика не менее 1095 дней (2555 дней — для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием), предшествовавших дате ликвидации налогоплательщика, передаются в архив.
Порядок действий в случае потери книги доходов предпринимателя
Подытоживая приведенную выше информацию:
- ФЛП плательщик единого налога 1-3 групп в случае потери книги учета доходов (книги учета доходов и расходов), которая велась до 01.01.2021 должен в течение пяти дней со такого события письменно уведомить контролирующий орган по месту учета.
- Восстановить утраченную Книгу в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в контролирующий орган. В случае невосстановления Книги считается, что Книга отсутствовала у такого плательщика единого налога на составлении налоговой декларации.
- Книгу следует хранить не менее 1095 дней со дня представления налоговой декларации, для составления которой она используется, а в случае ликвидации налогоплательщика хранить документы за период его деятельности не менее 1095 дней, предшествовавших дате его ликвидации.