Новый порядок выдачи больничных листов с 1 мая 2021 года
Правительство предлагает обновить порядок выдачи листков нетрудоспособности для возможности предоставления услуги электронных больничных. Предполагается, что новая редакция Порядка ведения электронного реестра листков нетрудоспособности и предоставления информации вступит в силу 1 мая.
В Украине начинается процесс внедрения е-больничных. Изложен в новой редакции Порядок ведения электронного реестра листков нетрудоспособности и предоставления информации из него. Соответствующее постановление от 31.03.2021 г. № 323 было опубликовано в «Урядовому кур’єрі» №68 9 апреля. Согласно тексту постановления, новая редакция Порядка будет действовать с 1 мая.
По мнению министра здравоохранения Максима Степанова, запуск электронной больничных поможет минимизировать коррупционные риски выдачи необоснованных больничных, ускорит получение страховых выплат и уменьшит нагрузку на врачей.
Электронный реестр формирует и ведет Пенсионный фонд Украины, что является владельцем информации, содержащейся в нем. Эту информацию также могут получать НСЗУ и Фонд социального страхования.
Как работает Электронный реестр
Ведение электронного реестра листков нетрудоспособности предусматривает:
- создание записей в Реестре;
- обработку в Реестре информации о больничные листы и информации, поступающей из источников, определенных подпунктами 1-5 пункта 8 настоящего Порядка;
- формирование единого регистрационного номера листка нетрудоспособности;
- поиск сведений в Реестре;
- внесение изменений в реестр;
- передачу информации между субъектами информационного обмена, информационное взаимодействие их информационно-телекоммуникационных систем;
- формирование сообщений субъектам информационного обмена, застрахованным лицам, страхователям;
- предоставление сведений из Реестра застрахованным лицам, страхователям, Гоструда;
- использование справочников и классификаторов государственных реестров, а также Национального классификатора НК 025: 2019 «Классификатор болезней и других проблем со здоровьем», украиноязычного варианта Международной классификации первичной медицинской помощи ICPC-2-E;
- функционирование портала услуг для обеспечения доступа к информации, обрабатываемой в Реестре, получение сведений из Реестра, периодическое обнародование информации из Реестра.
В случае поступления в Реестр сообщения о регистрации временной нетрудоспособности лица, не участвующего в общеобязательном государственном социальном страховании или про которого отсутствуют сведения в реестре застрахованных лиц государственного социального страхования, полученные сведения не подлежат дальнейшей обработке.
Кто имеет право подавать информацию в Реестр
Реестр состоит из записей о временной нетрудоспособности, создаваемых автоматически программными средствами на основании информации, поступающей из следующих источников:
- из электронного здравоохранения — о медицинских заключениях, внесенных в Реестр медицинских заключений в электронной системе здравоохранения, на основании которых формируются листки нетрудоспособности;
- из Фонда социального страхования о:
- результатах проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам;
- суммах помощи, выплаченных на основании листков нетрудоспособности;
- отказе в предоставлении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в случаях, определенных законодательством;
- изменениях причины нетрудоспособности и их основаниях;
- направлении на лечение и / или предоставлении реабилитационной помощи и тому подобное.
- от страхователей;
- от органов опеки и попечительства;
- от централизованного банка данных по проблемам инвалидности.
Кто может получить информацию из Реестра
Информация из Реестра предоставляется территориальными органами Пенсионного фонда Украины как выписка из Реестра застрахованному лицу, родителям, опекуну, попечителю или иному законному представителю, представителю застрахованного лица или страхователя — при наличии необходимых подтверждающих документов.
Может быть обнародованной следующая информация:
- регистрационный номер листка нетрудоспособности, дата его открытия, продолжение, закрытие, сведения по проверке обоснованности его выдачи (при проведении);
- количество, причины, средняя продолжительность зарегистрированных листков нетрудоспособности;
- количество необоснованно выданных и продленных листков нетрудоспособности;
- количество дней временной нетрудоспособности;
- суммы помощи, выплаченные на основании листков нетрудоспособности, за месяц, квартал, год, по страхователям.
Обнародование информации из Реестра допускается исключительно в обезличенном виде.