Оплатили маркетинговые услуги? Включаем в расходы правильно
Верховный Суд назвал условия учета расходов на маркетинговые услуги в состав налоговых расходов. Главное условие — документальное подтверждение и связь таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика.
В Постановлении от 25 марта 2021 по делу № 813/2781/17 Верховный суд отмечает, что расходы на маркетинговые услуги могут быть зачислены в состав налоговых расходов исключительно при условии их экономической обоснованности, непосредственного влияния на результаты хозяйственной деятельности и подтверждения соответствующими первичными документами.
Маркетинговые услуги в Налоговом Кодексе
Подпункт 14.1.108. статьи 14 НКУ устанавливает следующее определение для маркетинговых услуг.
Маркетинговые услуги или маркетинг — услуги, обеспечивающие функционирование деятельности налогоплательщика в сфере:
- изучения рынка;
- стимулирования сбыта продукции (работ, услуг);
- политики цен;
- организации и управлении движением продукции (работ, услуг) к потребителю;
- послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика.
К маркетинговым услугам относятся услуги:
- по размещению продукции налогоплательщика в местах продажи;
- изучения, исследования и анализа потребительского спроса;
- внесение продукции (работ, услуг) налогоплательщика к информационным базам продажи;
- сбор и распространение информации о продукции (работы, услуги);
Как подтвердить связь расходов на маркетинговые услуги
Подтверждением связи расходов на маркетинговые услуги с хозяйственной деятельностью предприятия могут быть:
- приказ по предприятию о необходимости проведения таких маркетинговых исследований, время проведения, территория, границы и т.д.;
- договор на проведение маркетинговых исследований, с указанием вида маркетинговых исследований, цели их проведения и тому подобное.
В подтверждение фактического получения маркетинговых услуг следует сформировать:
- акт приема-передачи услуг или другой документ, подтверждающий фактическое предоставление таких услуг;
- отчет о проведении маркетинговых исследований, где указаны результаты исследований и рекомендации заказчику.
Какую информацию нужно отразить в документах для подтверждения
Акт приема-передачи услуг должен иметь все обязательные реквизиты первичных документов, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
Акты выполненных работ должны содержать конкретный перечень предоставляемых услуг, место и дата их предоставления, а также указано, в чем выражено результат работ.
В отчете о проведении маркетинговых исследований должна содержаться информация:
- об анализе конкуренции между крупнейшими производителями на оптовом и розничном рынках продажи и оценку уровня конкуренции
- основные тенденции развития рынка
- динамику изменения цен
- ассортимент продукции (товара)
- политику ценообразования
- анализ импорта и экспорта продукции (товаров) и их влияние на рынок
- потенциальные потребители и количественные показатели (емкость рынка) планируемой продажи
- прогнозный план продажи, оценку рисков, финансовый план
- анализ эффективности проекта
- прогнозный уровень рентабельности
- срок окупаемости проекта
- выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.
Только при соблюдении указанных выше условий налогоплательщики имеют право отнести расходы на маркетинговые услуги в состав расходов.