Основания и сроки отсрочки проверок ГНС
Какие виды налоговых проверок и при каких условиях можно добиться отсрочки проведения проверки, рассматриваем в этом материале.
Виды налоговых проверок и порядок их проведения
Действующее законодательство определяет следующие виды налоговых проверок:
- камеральные — проводятся в помещении органа ГНС на основе имеющихся в налоговых декларациях налогоплательщика данных, не требуют присутствия налогоплательщика или специального решения;
- документальные проверки предусматривают анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, первичных документов, своевременность уплаты налогов, соблюдение валютного законодательства, оформление трудовых отношений с работниками в пределах полномочий ГНС. Документальные проверки могут быть:
- плановые и внеплановые;
- выездные и невыездные — по местонахождению налогоплательщика или местоположению объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка, или в помещении налогового органа;
- фактические — осуществляются без предупреждения налогоплательщика, на основе решения руководителя органа ГНС или в случае наличия обстоятельств, указанных в НКУ. В проверке принимают участие несколько работников налоговой, обязательно в присутствии должностных лиц плательщика налога или сотрудника, проводящего расчетно-кассовые операции. Такой вид проверок производится по месту фактического осуществления налогоплательщиком хозяйственной деятельности.
Документальные плановые проверки — порядок проведения
Порядок проведения документальных плановых проверок определяет статья 77 НКУ. Установлено, что проведение документальной плановой проверки должно быть внесено в план-график проведения плановых документальных проверок.
Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска:
- незначительный – раз в три календарных года;
- средний – раз в два календарных года;
- высокий – один раз в течение календарного года.
План-график проведения плановых проверок должен быть выложен на официальном веб-портале ДПС до 25 декабря года, предыдущего к году проведения плановых проверок. В него включаются налогоплательщики, имеющие риск неуплаты налогов и невыполнение законодательства, контроль за которым осуществляет ГНС.
Проверка плательщика, внесенного в план проверок на текущий год из-за внесения изменений, отличных от изменения наименования или исправления технических ошибок, может быть произведена:
- не ранее 1 июля в случае внесения изменений в план на текущий год первого квартала этого года;
- не ранее 1 октября, если план-график проверок на текущий год обновлен во втором квартале.
Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика появляется исключительно после вручения налогоплательщику или его представителю:
- копии приказа о проведении документальной плановой проверки;
- письменного уведомления с указанием даты начала проведения такой проверки.
Предоставить эти документы плательщику следует не позднее чем за 10 календарных дней до даты осуществления такой проверки в порядке, установленном статьей 42 НКУ.
Порядок проведения документальных внеплановых проверок
Основания для проведения документальной внеплановой проверки перечислены в пункте 78.1 Налогового Кодекса. ГНС получает право на осуществление документальной внеплановой проверки (кроме приведенных в подпункте 78.1.22 НКУ исключений) исключительно в случае предоставления такому плательщику копии приказа о проведении документальной внеплановой проверки.
Внеплановым проверкам на основании подпунктов 78.1.1. или 78.1.4. Налоговому кодексу обычно предшествует письменный запрос о предоставлении информации, направляемой налогоплательщику по правилам, изложенным в подпункте 73.3. НКУ. То есть на практике мы получаем такой порядок действий:
- налоговый орган, получивший информацию о нарушении налогового законодательства или наличии в отчетности плательщика недостоверных данных, подает плательщику запрос о предоставлении информации или документов для опровержения нарушения;
- в течение 15 рабочих дней плательщик обязан предоставить ответ на такой запрос с приобщением соответствующих документов;
- по имеющейся практике чаще всего ГНС считает такие документы недостаточными, не опровергающими информации о налоговом нарушении и назначает внеплановую проверку.
Современная судебная практика предусматривает, что когда суть допущенного нарушения и перечень документов, которые налогоплательщик должен предоставить для опровержения, четко не определены, ответ на неконкретизированный запрос плательщик не сможет предоставить, так что не обязан это делать (решение Верховного Суда по делу №280 /2578/19). Следовательно, запросы, сформированные налоговиками, должны быть достаточно конкретизированными и обоснованными, чтобы налогоплательщик имел объективную возможность дать ответ.
Утрата или повреждение документов является основанием для переноса проверки
Пункт 44.5 Налогового Кодекса Украины предусматривает, что в случае потери налогоплательщиком соответствующих документов, на основе которых ведется учет доходов, расходов и других показателей, первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов сборов, плательщик должен подать уведомление о потере такой документации. В этом случае плательщику будет предоставлено 90 дней для возобновления таких документов.
Текст пункта 44.5 НКУ предусматривает следующее:
- В случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов, указанных в пунктах 44.1 и 44.3, налогоплательщик должен в течение 5 дней со дня такого происшествия в письменном виде уведомить орган контроля по месту учета.
- К сообщению следует приобщить оформленные согласно законодательству документы, удостоверяющие событие, из-за которого были утрачены, повреждены или уничтожены документы.
- Налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней с даты подачи уведомления в орган контроля.
- При подаче такого сообщения сроки проверок следует перенести в связи с невозможностью проведения проверки утраченной, уничтоженной или поврежденной документации. Максимальный срок переноса проверки составляет 120 дней.
- Следует помнить, что через 90 дней плательщик должен восстановить документы, ведь при невозобновлении или повторной потере будет считаться, что такие документы у плательщика отсутствуют.
Обратите внимание, что в случае представления плательщиком по окончании проверки и до принятия решения контролирующим органом документов в подтверждение показателей налоговой отчетности, орган контроля обязан учесть такие документы.