РРО/ПРРО — проверки налоговиков
Большая часть расчётных операций в торговле проводится с применением РРО. За нарушение стандартов использования кассовых аппаратов законодательно предусмотрены штрафные санкции. В статье мы расскажем какие виды проверок РРО стоит ждать субъектам хозяйствования и каков порядок их проведения органами ГНС.
РРО проверки: кто уполномочен проводить
В Законе о РРО (раздел IV) контроль за соблюдением субъектами торговли порядка проведения расчётных кассовых операций происходит в том числе и через проверочные мероприятия.
Во время проверок ревизоры должны руководствоваться положениями Налогового кодекса Украины.
На сегодняшний день осуществлять их должны представители органов ГФСУ областного и центрального подчинения по месту осуществления хозяйственной деятельности или расположения других объектов права собственности предпринимателя. Инспекции ГФСУ местного уровня не имеют контрольно-проверочных функций. (Письмо ГФСУ от 17.01.2017 г. № 1005/7/99-99-14-03-03-17).
Причины проведения налоговиками проверок РРО
В законодательном порядке определены случаи, когда контролирующие органы вправе провести проверку РРО.
Основания для проведения проверок РРО:
- Неподача отчетной документации по кассовым операциям через РРО(ПРРО), расчетных книжек и КУРО субъектами хозяйственной деятельности. Исключение – предприниматели, подающие электронные копии расчетных кассовых документов и фискальных отчетных чеков в ГФС по каналам проводной и беспроводной связи (предусмотрено п. 7 ст. 3 Закона об РРО).
- Подача предпринимателем «нулевого кассового Z-отчета».
- Отсутствие оборудования для проведения оплаты картой (POS-терминала).
- Обнаружение фактов, говорящих о возможных нарушениях кассовой дисциплины в результате проверок других субъектов хозяйствования. Например, если у вашего контрагента будет обнаружен неподходящий документ о выдаче или приеме от вас наличных. По таким фактам проверку РРО разрешено проводить не чаще раза в полгода с даты составления акта по результатам предыдущего посещения налоговиков (п. 80.3 НКУ).
- Сведения государственных или органов местного самоуправления, говорящие о возможном нарушении в области кассовых операций (через РРО). Правда фискалы не всегда предоставляют информацию кто именно из госслужб предоставил эти сведения.
- Заявление потребителя в письменной форме в соответствии с Законом об обращениях граждан с указанием личных данных покупателя. Содержащиеся в таком документе сведения о нарушении предпринимателем кассовой дисциплины, патентования или лицензирования могут стать основанием для РРО проверки. Речь идет о физлицах.
Виды налоговых проверок РРО
Документальные
Отличием документальной проверки РРО является то, что она проводится контролирующей организацией на основании документации. Это могут быть налоговые декларации (расчеты), финотчетность, статистические отчеты, регистры учета, первичка, связанная с уплатой налогов, документы полученные от других субъектов хозяйствования во время контрольных мероприятий.
Проверяют в этом случае налоговики полноту и своевременность начисления и уплаты налогов, достоверность данных, соблюдение валютного и иного законодательства, которые они вправе отслеживать (согласно пп. 75.1.2 НКУ).
Документальные проверки РРО могут быть:
- Плановые. Их проведение обусловлено планом-графиком, заранее опубликованным на ведомственных веб ресурсах.
- Внеплановые. Это контрольные мероприятия, которые в плане работы не числятся, и о которых налогоплательщик не знает заранее.
По какому принципу составляется план-график проверок, в том числе и по РРО?
Во многом их периодичность определяется степенью риска коммерческой деятельности предпринимателя (оговорено п. 77.2 НКУ, а сами критерии доступны в Методрекомендациях налоговиков № 495)
Оценка степени риска 3-уровневая:
- Высокорискованная деятельность — проверки по ним допустимы не чаще раза в год.
- Средний уровень рисков — проверки проходят не чаще раза в два года.
- Незначительная степень — для таких предприятий контроль планируют не чаще раза в три года.
Юрлица, попадающие под критерии п. 154.6 НКУ, которые уплачивают в бюджет НДС не менее 5% задекларированного дохода за отчетный период, а также самозанятые, уплачивающие не менее 5% задекларированного дохода налогов, включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года.
Перед проведением плановых проверок РРО контролирующий орган уведомляет предприятие заказным письмом и высылает копию приказа, где есть дата начала проведения контроля.
ВАЖНО: в ходе документальной проверки РРО, сотрудники ГНС обязаны находиться по месту регистрации налогоплательщика согласно Единому государственному реестру. Бывает, что место регистрации предприятия в ЕГР не совпадает с местом осуществления хозяйственной деятельности. Но это не дает права проверяющим во время документальной проверки находиться на самой торговой точке.
Фактические
Фактической является проверка, которая проходит по месту осуществления налогоплательщиком коммерческой деятельности или по месту нахождения объектов собственности плательщика (пп. 75.1.3 НКУ).
Предметом фактической проверки ГНС является контроль обращения кассовой наличности, соблюдение порядка осуществления расчетных операций с кассовым аппаратом, наличие лицензий, патентов, свидетельств (пп. 75.1.3 НКУ).
Сроки проведения фактических налоговых проверок РРО
По нормам НКУ сроки (продолжительность) фактической проверки (п. 82.3 НК Украины) не может быть более 10 суток.
Предусмотрено продление этого срока максимум на 5 дней решением руководителя (заместителя руководителя или уполномоченного лица) контролирующего органа.
Обосновать продление сроков проверки можно только в двух случаях:
- По заявлению самого предпринимателя (чтобы подать дополнительные документы).
- Из-за особенностей режима работы проверяемого торгового объекта (сменный режим или суммированный учет рабочего времени).
ВАЖНО: для измерения продолжительности фактических проверок РРО п. 82.3 НКУ применяет не рабочие дни, а сутки. А это значит, что, если торговая точка или точка облуживания работает круглосуточно, фискалы могут прийти туда даже ночью. Исключением не являются и выходные дни. Приостановка внеплановой фактической проверки РРО с точки зрения закона невозможна.
Полномочия сотрудников налоговых служб во время проведения фактической внеплановой проверки
Для того, чтобы выяснить, чем нам грозят визиты проверяющих и какие действия могут быть проведены во время контрольных мероприятий, разберемся в специфических терминах, определенных Кодексом: контрольная расчетная операция и хронометраж.
Контрольная расчетная операция происходит до проведения проверки.
Пункт 80.4 НКУ и п.п. 20.1.11 НКУ говорят о том, что перед началом фактической, не предусмотренной планом-графиком проверки по вопросам РРО должностными лицами ГНС может быть произведена контрольная расчетная кассовая операция (контрольная закупка). Такая процедура вполне законна. Однако товары, полученные во время ее проведения, потребуется потом вернуть предпринимателю в неповрежденном виде. Если это невозможно, то возмещается стоимость этих товаров или услуг в установленном законом порядке (Закон о защите прав потребителей).
Хронометраж происходит непосредственно во время проведения проверки.
По сути, это наблюдение за тем, как осуществляется хозяйственная деятельность (п.п. 14.1.264 НКУ), чтобы установить действительные показатели коммерческой деятельности налогоплательщика прямо на месте. Проверяющие открыто наблюдают за порядком выполнения расчётных кассовых операций, количеством клиентов и тем, получают ли они соответствующие расчётные документы и т. д.
А это значит, что прийти пораньше, отслеживать эти параметры до начала проведения фактической внеплановой проверки РРО и что самое важное – использовать результаты этих наблюдений как доказательства кассовых нарушений налоговики не могут.
Итогом процедуры хронометража является составление справки за подписью должностного лица из ГНС и должностного лица со стороны проверяемого предпринимателя.
Несмотря на определенность порядка самой процедуры хронометража, в законодательстве никак не определен перечень операций, разрешенных для хронометража и отсутствует стандартная форма итоговой справки по нему.
ВАЖНО: Проверяющие в рамках проведения фактической проверки иногда выписывают требование выполнить инвентаризацию. (п.п. 20.1.9 НКУ предполагает в таких случаях инвентаризацию основных средств, ТМЦ, финансовых средств, снятие остатков, наличности). Но проведение инвентаризации не может быть безусловным требованием.
Есть несколько чувствительных для бизнеса послаблений по контрольной инвентаризации:
- Налоговики просто присутствуют при проведении инвентаризации, но не проводят ее самостоятельно.
- Сама письменная форма требования о выполнении инвентаризации нигде не предусмотрена, а значит может быть оспорена.
- Кодекс ничего не говорит о сроках проведения такой инвентаризации. Рекомендуется успеть с этим во время проведения проверки (Приказ Минфина от 02.09.2014 г. № 879 ) так как ее итог влияет на весь результат. Но, с другой стороны, наказать предпринимателя за нерасторопность по закону нельзя.
Исключения и моратории для проведения проверок РРО
В законодательстве предусмотрены особенности осуществления контрольной и надзорной деятельности бизнеса в сфере РРО в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
На время действия на территории Украины карантина в связи с COVID-19 органами государственной власти было ослаблено внимание «контролеров» по отношению к бизнесу. И в разрезе РРО в том числе.
Ограничения введены 18.04.2020 и будут действовать до последнего календарного дня месяца, в котором заканчивается действие карантина. Это означает запрет на все документальные плановые и неплановые проверки, а также на фактические. Но плательщика даже не смотря на мораторий могут проверить, так как не отменены камеральные проверки, и позже были внесены ограничения в положение о моратории.
Какие проверки РРО возможны до прекращения «карантинного моратория»
- Документальные внеплановые разрешены:
- Если юрлицо реорганизуется.
- Прекращает свою деятельность (касается и ФЛП).
- Закрывает представительство или филиал.
- Начинает процедуру банкротства или снятия с учета (п.п. 78.1.7 НКУ).
- Предприятием подано заявление бюджетного возмещения или уже зарегистрирована декларация НДС-минуса, превышающая 100 тыс. грн (п.п. 78.1.8 НКУ).
- Фактические допускаются:
- Если у предпринимателя есть специальное разрешение и он практикует любые операции с топливом, спиртом, алкогольной продукцией, табачными изделиями или использует их для своих внутренних нужд.
- Если акцизный склад оборудуется счетчиками расхода и/или уровня.
Согласно пост. № 89 от 09.02.2021 в карантин допускаются также проверки:
- По завершению временно приостановленных проверок РРО, начатых до карантина и не оконченных вовремя.
- Плановые проверки (согласно п. 77.4 НКУ).
- Документальные внеплановые проверки юрлиц из перечня с высоким уровнем рискованности или со сформированным налоговым кредитом.
- Документальные внеплановые проверки по отношению к нарушителям сроков ВЭД-расчетов.
- Документальные внеплановые проверки:
- Когда ГНС высшего подчинения исправляет ошибки нижестоящих отделов.
- Относящиеся к трансфертному ценообразованию.
Документы, предоставляемые налоговиками для проведения проверок РРО
- Направление на проведение проверки. Здесь обязательно указываются:
- Дата выдачи.
- Наименование подразделения ГНС, проводящего контроль.
- Реквизиты приказа ГНС.
- Название и реквизиты проверяемого налогоплательщика и ответственного лица).
- Цель и разновидность проверки, основания для проведения.
- Дата начала и длительность проверки.
- Информация о должностных лицах ГНС, проводящих проверку.
- Подпись и печать руководителя контролирующего органа ГНС.
- Сам приказ о проведении проверки (копия) (п. 80.2 НКУ).
- Удостоверения должностных лиц, направляемых для этого.
Документы составляемые по итогам проведения проверки РРО
Акт составляется, если были выявлены нарушения порядка использования РРО, а справка – если проверка прошла успешно для налогоплательщика.
Акт пишут в 2-х экземплярах. Каждый из них заверяют подписями должностного лица, проводившего проверку, лица, которое выполняло расчетную кассовую операцию и предпринимателя, объект которого проверяли.
Предприниматель, отказавшийся подписывать акт о выявленных кассовых нарушениях, получает его заказным письмом с уведомлением о вручении. Вместе с тем отказ подписать акт не избавляет его от обязанности уплаты штрафа за нарушения, выявленные во время проверки.
Подписать акт можно как по месту проведения проверки, так и в помещении контролирующего органа (п. 86.5 НКУ). Если у проверяемой стороны есть возражения, то их надо обязательно записать в акте при его подписании.
Возражения по итогам проведения налоговых проверок РРО
О своем несогласии с результатами контрольных мероприятий налогоплательщик вправе заявить согласно установленному законом порядку в течение 5 дней после составления акта.
В этот срок достаются дополнительные документы для проверяющих, чтобы отстоять свою позицию. Рассмотреть подобные обращения чиновники обязаны в 7-дневный срок после их получения (п. 86.7 НКУ).
Штрафы за несоблюдение правил совершения расчетных операций
Нарушения во время визитов налоговиков – не редкость. И в итоге предприниматель получает за них штраф.
По нормам НКУ срок применения штрафа после зафиксированного нарушения – 1095 дней. И хоть карантин дает возможность отложить ответственность, но не спасает от нее.
Еще одним болевым вопросом является штрафование при первом нарушении и при повторном. Во втором случае сумма на порядок выше и налоговики этим активно пользуются.
Например, в ходе одной ревизии на торговом объекте обнаружили 5 фактов расчёта за товар неполной суммой. Какой штраф будет начислен за первый и за последующие чеки? Налоговики, разумеется, стремятся применить к каждому чеку, кроме первого, коэффициент 50% от стоимости.
Но свои интересы можно защищать, приводя факты решений Верховного Суда. Например, стоит вспомнить пост. № 822/816/16 от 01.10.2020, согласно которому два и более нарушений, имевших место одновременно, рассматриваются как «первое нарушение» или «единое нарушение». Штраф с них должен составлять 10% от стоимости товара.
В завершении отметим, что налоговые проверки РРО – неизбежная мера, с которой сталкивается каждый субъект ведения хозяйственной деятельности. К визитам ревизоров следует быть готовым, зная все нюансы законодательства.
Однако и в проверках есть свои плюсы – их наличие позволит требовать от сотрудников торгового объекта предельно внимательного отношения к порядку осуществления кассовых операций. А внедрение современных программных регистраторов взамен классических кассовых аппаратов поможет минимизировать риски нарушений при проверках РРО и максимально упростит подачу соответствующей отчётности.