Любимые инструменты сбора доказательств налоговиков для доказательной базы — перечень от адвоката

Поделиться

Как налоговики собирают доказательную базу — перечень инструментов от налогового адвоката Андрея Тамошюнаса.

Это те любимые инструменты сотрудников налоговых органов, они очень часто используют с целью получения дополнительной доказательной базы … и соответственно в ходе которых очень часто допускают ошибки со стороны налогоплательщиков!


1. ОТБОР ОБЪЯСНЕНИЙ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА / СОТРУДНИКОВ

ВОПРОС: имеют налоговики право и можно «хранить молчание»?

ОТВЕТ: с начала 2021 в какой-то степени произошло усиление полномочий налоговиков в части требования объяснений и / или их документальных подтверждений (п.п. 20.1.46., П 20.1.47 НКУ) — теперь контроллеры «имеют право» на все вопросы, касающиеся предмета проверки. И все это подкреплено обязанностью налогоплательщиков (16.1.15 НКУ).

Однако, считаем, что такой безапелляционный подход является нарушением ст.63 Конституции Украины и п 20.1.14, п. 85.4. НКУ (в части обязанности предоставлять объяснения и / или «документальное подтверждение» только по фактам выявленных нарушений законодательства).

Более того, НКУ не уполномочивает сотрудников ДПС отбирать объяснения на основании устной просьбы. В данном случае четко установлено исключительно письменный формат общения (п.73.3. Ст.73).

Но если же по просьбе проверяющего объяснения будут написаны, то будет считаться, что они предоставлены добровольно!

2. ФОТО / ВИДЕФИКСАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕРКИ

ВОПРОС: имеют ревизоры на это право?

ОТВЕТ:

  • во-первых, с 01.01.2017 г. Налоговый закон предоставляет такое право органам ГНС только в одном-единственном случае — при выполнении налоговым управляющим своих полномочий (п.п.20.1.17. ст.20 НКУ). Очевидно, что данная норма не касается документальных проверок.
  • Во-вторых, ранее такое право налоговики обосновывали ссылками на ч.8 ст.4 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Но сегодня действие этой нормы (см. ч.2 ст.2) не распространяется на налоговый контроль.

Итак, опять же, без вашего разрешения налоговики осуществлять такие меры не могут! Если же они допускают такие вольности, то наша задача состоит в фиксации данных фактов и их немедленном обжаловании.

3. ДОСТУП НАЛОГОВИКОВ К ПОМЕЩЕНИЯМ ПЛАТЕЛЬЩИКА

ВОПРОС: чем грозит допуск / недопуск?

ОТВЕТ: действительно право доступа во время проверок в помещения, которые используются в хоздеятельности или являются объектами налогообложения, сотрудники ДПС имеют (п.п.20.1.13. НКУ).

Но в данном случае также есть свои полезные тонкости:

  • Во-первых, не обязательно сразу впускать — НКУ не предусматривает порядок и сроки такого допуска и этим необходимо пользоваться! Данный вопрос целесообразно регламентировать во внутренних актах предприятия (это может быть соответствующая Инструкция, утвержденная приказом СГ — например, только по письменному запросу, который рассматривается в течение 3-х р.д., и осуществляется с разрешения руководителя / заместителя и в присутствии начальника СБ и т. д.)!
  • Во-вторых, очевидно, что перед допуском проверяющих помещения необходимо подготовить (убрать все ненужное и удалить всех лишних) — именно для этого и стоит использовать время на «рассмотрение» запроса;
  • В-третьих, закон говорит ТОЛЬКО о праве на доступ — это означает, что никаких действий (подсчет, перемещение ТМЦ, видео / аудиофиксации) кроме простого нахождения и наблюдения в помещениях они не имеют права осуществлять. Иногда налоговики «путают» этот инструмент с инвентаризацией — в таких случаях следует им помочь разобраться с терминологией!
  • В-четвертых, информация к размышлению — за недопуск в помещение ответственность в виде админ.штрафа 255 грн. (Ст.188-23 КоАП).

4. ФИСКАЛЬНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

ВОПРОС: как отказать вежливо, но безопасно?

ОТВЕТ: это, пожалуй, самый любимый инструмент фискалов, поэтому уделим ему отдельный пост, а пока коротко о главном:

  • ГНС имеет право только требовать проведения инвентаризации (п.п.20.1.9. П.20.1. Ст.20 НКУ), а не проводить ее;
  • «инвентаризационная» требование должно иметь письменный характер;
  • инвентаризация является инструментом проверки, а значит и ограничена предметом такой проверки;
  • налогоплательщик не обязан включать в состав комиссии инспекторов или проводить самую инвентаризацию в их присутствии.
Следите за нами
Поделиться
Комментарии

Комментариев пока нет ...

Полезные статьи