Использование нелицензионного программного обеспечения с точки зрения налоговиков

Поделиться

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение по поводу возможных последствий нелегального использования компьютерного программного обеспечения юридическими и физическими лицами — предпринимателями и предоставила ИПК по этому поводу.

Ситуация: ООО осуществляет представительство интересов иностранных компаний — разработчиков компьютерного программного обеспечения по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности в Украине.

  1. Есть ли доходом для налогоплательщика рыночная стоимость компьютерного программного обеспечения, которое нелегально используется им в его хозяйственной деятельности (у налогоплательщика отсутствуют первичные документы по его приобретение);
  2. Если да, то когда такой доход возникает у налогоплательщика;
  3. Если да, то какие санкции могут быть применены к такому налогоплательщику органами государственной фискальной службы в случае выявления фактов отсутствия первичных документов по приобретению компьютерного программного обеспечения и недекларирование ним такого дохода (рыночной стоимости компьютерного программного обеспечения, которое нелегально используется налогоплательщиком в его хозяйственной деятельности);
  4. Является ли правомерным (законным) доход, получаемый налогоплательщиком, который использует нелегальное компьютерное программное обеспечение при оказании услуг третьим лицам (например, полученная от заказчика оплата стоимости предоставленных услуг по проектированию металлических или строительных конструкций);
  5. Если такой доход является неправомерным (незаконным), то какие санкции могут быть применены к налогоплательщику органами государственной фискальной службы в случае выявления факта такого неправомерного дохода (например, выявление факта получения оплаты за предоставление услуг по проектированию металлических или строительных конструкций с помощью нелегального комп » ютерного программного обеспечения);
  6. Какие меры могут быть приняты органами государственной фискальной службы в случае получения информации о нелегальном использовании компьютерного программного обеспечения налогоплательщиком в его хозяйственной деятельности.

Компьютерная программа, в соответствии с Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» №3792-XII и ст. 2 Закона Украины «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных» от 23 марта 2000 №1587-III, это набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любой в ином виде, выраженных в форме, пригодной для считывания компьютером, которые приводят его в действие для достижения определенной цели или результата (это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или объектном кодах).

Компьютерные программы относятся к объектам права интеллектуальной собственности (ст. 420 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 N435-IV с изменениями и дополнениями). При этом различают личные неимущественные и имущественные права интеллектуальной собственности. Личные неимущественные права принадлежат автору и не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам, за исключениями, установленными законом (ст. 14 Закона об авторском праве, ст. 423 и 438 ГКУ). Что касается имущественных прав на объект авторского права, то они могут быть переданы (отчуждены) третьим лицам (ст. 15 Закона об авторском праве).

Итак, все имущественные и неимущественные права на программное обеспечение принадлежат их автору и могут использоваться только с его разрешения.

Ответ к вопросам 1, 2, 4

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г.. № 996-XIV (далее — Закон N996) определено, что первичный документ — это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.

Необходимость подтверждения хозяйственных операций первичными документами определена п. 1.2 ст. 1, п. 2.1 ст. 2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 г.. № 88, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины от 05.06.1995 г.. За № 168/704. Следовательно, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы (ч. 1 ст. 9 Закона № 996, п. 2.2 Положения N 88).

Согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса, для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым настоящего пункта.

Для расчета объекта налогообложения плательщика налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности по доходам, расходам и финансового результата до налогообложения (п. 44.2 ст. 44 Кодекса).

Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета, утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности (п. 2 ст. 6 Закона N 996).

Итак, вопрос признания доходов в виде стоимости компьютерного программного обеспечения, оказанных услуг по проектированию металлических или строительных конструкций при наличии первичных документов и отражение их в бухгалтерском учете не относится к компетенции ДПС.

К вопросу 3, 5, 6

В соответствии со ст. 8 Закона № 996, ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

С вопросами о мерах, которые могут быть приняты органами государственной фискальной службы в случае, приведенном в обращении, налогоплательщику необходимо обращаться в Государственную фискальной службы Украины.

Вместе с тем, в отношении мер, которые могут использоваться органами ГНС в случае, приведенном в запросе, отмечаем следующее:

  1. Ст. 6 и 19 Конституции Украины предусмотрено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.
  2. В частности, согласно пп. 191.1.1 п. 191.1 ст. 191 Кодекса контролирующие органы осуществляют администрирование налогов, сборов, платежей, в том числе проводят в соответствии с законодательством проверки и сверки плательщиков налогов.
  3. Согласно пп. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20 Кодекса контролирующие органы имеют право проводить в соответствии с законодательством проверки и сверки плательщиков налогов (кроме Национального банка Украины), в том числе после проведения процедур таможенного контроля и / или таможенного оформления.
  4. Также, согласно п. 75.1 ст. 75 Кодекса контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом, а фактические проверки — настоящим Кодексом и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы.

При этом документальные плановые проверки налогоплательщиков проводятся согласно плану-графику проверок при наличии рисков соответствующей степени в деятельности таких налогоплательщиков.

Порядок формирования, утверждения плана-графика и внесения изменений в него, а также перечень рисков и их разделение определены приказом Минфина от 2 июня 2015 N 524, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 24 июня 2015 за N 751/27196 (с изменениями).

Исчерпывающий перечень оснований для проведения документальных внеплановых проверок определены ст. 78 Кодекса. Фактические проверки могут быть проведены при наличии оснований, указанных в п. 80.2 ст. 80 Кодекса. Приведенные нормы Кодекса непосредственно не содержат оснований для проведения проверок контролирующими органами по вопросам соблюдения авторских прав, в том числе на программное обеспечение.

Следует отметить, что за нарушение авторского права, незаконное использование программного обеспечения предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Так, согласно ст. 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП), если при проведении проверок контролирующими органами будет установлено нелегальное использование программного обеспечения, контролирующие органы имеют право составить протокол об административном правонарушении по ст. 512 КУоАП «Нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности».


Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.

Следите за нами
Поделиться
Комментарии

Комментариев пока нет ...

Полезные статьи

Подробнее
Механизм розблокировки НН/РК
30.08.2022

О факте остановки регистрации НН или РК в Едином реестре налоговых накладных плательщик НДС узнает из квитанции, которая приходит в течение операционного дня в автоматическом режиме одновременно и продавцу, и покупателю. Квитанция является подтверждением остановки регистрации НН/РК и содержит информацию с указанием критериев рискованности, которые стали причиной такого блокирования.

Подробнее