Налоговые изменения 2021. В чем заключаются новые инициативы?
12 мая 2021 Правительство одобрило изменения в НКУ, которые по оценке авторов проекта, должны были способствовать справедливой конкуренции между бизнесом. Авторы законопроекту отмечали, что проект ликвидирует схемы для уклонения от уплаты налогов, устранит проблемные места в Налоговом кодексе и что изменения не повысят налоги для ФОП или малого и среднего бизнеса.
Зато Федерация работодателей практически сразу же выразила обеспокоенность относительно принятых изменений, отметив, что этот проект не проходил общественное обсуждение, не был обсужден с работодателями и нарушает сроки внесения изменений в налоговое законодательство, установленные Податковим кодексом. Кроме того, в Федерации отмечали, что несмотря на положительные прогнозы для экономики от авторов проекту, на самом деле законопроект представляет собой набор бессистемных инициатив, часть из которых к тому же будет иметь негативные последствия для экономики.
НАБУ на официальном сайте указывает, что обсуждаемый проект — это Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», рег. № 4101 от 15.09.2020, рассматривает предложенные им изменения и приводит собственные предложения по уменьшению рисков от этого проекту и устранения с него отдельных норм.
Стоит отметить, что первые обращения Независимая ассоциация банков Украины по этому поводу начала формировать еще с 30.09.2020, фактически сразу после ознакомления с проектом.
Создан альтернативный законопроект № 5600-1, что исключает часть положений предыдущего проекта, которые могли повлечь за собой негативные последствия.
15 июня зарегистрирован законопроект 5600-2, по сути возвращающийся к тексту первоначального правительственного проекта с включением некоторых положений проекта 5600-1.
Изменения в Налоговый кодекс Украины 2021
Итак, рассмотрим основные изменения, предлагаемые проектом №4101.
Об индексации ставок налогов
- увеличить на 5% ставки акцизного налога на алкогольные напитки, экологического налога (кроме ставок за выбросы двуокиси углерода в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение малоопасных нетоксичных отходов горной промышленности) и рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины с учетом индекса потребительских цен 2020 года;
- увеличить на 14,5% ставки рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, рентной платы за специальное использование воды и рентной платы за специальное использование лесных ресурсов с учетом индекса цен производителей промышленной продукции 2020 года;
- действующую ставку акциза за 1 л пива заменить на ставку за 1 л 100-процентного спирта, исходя из средневзвешенной крепости пива за 2019-2020 годы 4,88 процента объемных единиц и индекса потребительских цен 2020 года 5%;
По администрированию налогов и сборов:
- предоставить право контролирующим органам взимать налоговый долг, возникший в результате неуплаты самостоятельно определенного плательщиком денежного обязательства в налоговой декларации или уточняющем расчете, за счет наличности и или средств со счетов в банках такого должника по решению контролирующего органа без обращения в суд;
- установить обеспечение налоговым залогом доначисленных по результатам контрольно-проверочной работы сумм денежных обязательств, на время административного или судебного обжалования;
- установить временное ограничение (по решению суда) в праве выезда руководителя юридического лица — должника за границу до полного погашения налогового долга;
- предоставить право налоговым органам получать по запросу информацию (объяснения) от плательщика не только по факту выявленного правонарушения, но и по другим вопросам, связанным с налогообложением, возможных нарушениях в хозяйственной деятельности плательщика, осуществленных операциях;
По налогу на доходы физических лиц
- ввести налогообложение НДФЛ по ставке 18% доходов, полученных от продажи в течение отчетного налогового года третьего и последующих объектов недвижимости;
- освободить от налогообложения НДФЛ доходы, полученные в виде частичной или полной компенсации процентных (процентных) ставок, которая выплачивается в рамках бюджетной программы «Обеспечение функционирования Фонда развития предпринимательства»;
По налогу на прибыль предприятий:
- установить ограничения для крупных налогоплательщиков на перенос отрицательного значения объекта налогообложения прошлых отчетных (налоговых) лет в сумме 50% такого непогашенного отрицательного значения объекта налогообложения;
- ввести запрет для государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) принадлежит государству, уменьшить финрезультат до налогообложения в соответствии с пп 139.2.2 НКУ в случае, если определение методов вычисления величины резерва сомнительных долгов (резерва ожидаемых кредитных убытков) и способа определения коэффициента сомнительности не согласовано с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с законодательством;
- установить корректировки финрезультата до налогообложения на сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи налогоплательщикам, которые являются связанными лицами (в случае если получателем финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения за период, в котором получено такую финансовую помощь (безвозмездно предоставленные товары, работы, услуги).
По налогу на добавленную стоимость:
- установление ограничения бюджетного возмещения НДС для плательщиков-посредников, в случае приобретения и / или импорта товаров, что в дальнейшем поставляются на таможенной территории Украины;
- расширение базы налогообложения за счет налогообложения операций по поставке всего рынка жилья (объектов жилищного фонда), кроме строящегося жилья за бюджетные средства (равные условия ведения бизнеса для всех участников рынка жилья, учитывая, что в условиях рыночной экономики цены на жилье формируются учетом спроса и предложения);
- введение налогообложения НДС операций по реализации НБУ драгоценных металлов (кроме инвестиционного золота) физическим и юридическим лицам;
- ограничение возможности включения плательщиками налога в состав налогового кредита налоговых накладных, составленных более 6 месяцев с момента операции;
- предусмотреть применение нулевой ставки НДС при экспорте сельскохозяйственных товаров только после поступления валютной выручки за такие экспортируемые товары;
- совершенствование налогового законодательства в части налогообложения НДС случаев, когда сельскохозяйственные растения, насаждения или животного ликвидируются в связи с их уничтожением, утратой, гибелью (падежом) или вынужденным убоем вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы;
Изменения по акцизному налогу:
- отменить льготу по акцизному налогу для плательщиков, осуществляющих поставку электрической энергии (когенерационной, солнечной и ветровой);
- отменить процедуры приостановления лицензий на производство и оборот подакцизных товаров, одновременно унифицировав и дополнив основания для аннулирования лицензий;
- ограничить накопление запасов табачных изделий перед повышением ставок акцизного налога, а именно установить уплату акцизного налога с применением коэффициента 1,5 за реализацию на внутренний рынок и / или ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий в размере, превышающем 115% среднемесячного объема реализации на внутреннем рынка такой продукции или ее ввоз таким предприятием-производителем и / или импортером за предыдущие девять месяцев;
- ввести отчетность табачно-ферментационными заводами об объемах импорта, производства и обращения табачного сырья и приравнять такую отчетность к налоговой декларации;
- перенести на производителей и импортеров обязанность уплаты 5% акцизного налога с розничных продаж табачных изделий, который сегодня платят субъекты розничной торговли;
Изменения к экологическому налогу:
- ставки экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты увеличить в 2 раза и предусмотреть их повышение в 10 раз в 2030 году (постепенно);
- повысить ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО2) с 10 грн / т до 30 грн / тонну;
- повысить ставки экологического налога за отходы для предприятий горной промышленности с 0,49 грн до 3 грн / тонну;
По рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых:
- расширить базу налогообложения за счет обеспечения единого подхода к определению объекта налогообложения путем классификации добытого минерального сырья согласно отраслевым требованиям с целью устранения возможности плательщика субъективно определять стоимость полезного ископаемого;
- ввести дифференциацию ставок налогообложения руд железа в зависимости от размера средней фактической цены реализации определенной, как средняя стоимость железной руды по индексу IODEX 62% FE CFR China, по информации, что официально указана мировым информационным агентством Platts, и опубликованной на официальном вебсайте Минэкономики;
По рентной плате за специальное использование воды:
- установить дифференциацию ставок рентной платы за специальное использование поверхностных вод в зависимости от 9 районов речных бассейнов вместо 14 бассейнов;
По плате за землю:
- расширить базу налогообложения за счет введения налогообложения земельным налогом земельных участков, право собственности на которые не оформлено, но они фактического используются;
- отменить льготы по плате за землю за земельные участки, предоставленные горнодобывающим предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых;
- отменить льготы по плате за землю за земельные участки, предоставленные учреждениям науки, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов (в случае нецелевого использования земельных участков);
- отменить мораторий на индексации нормативной денежной оценки для всех земель, кроме сельскохозяйственных угодий, которая используется для целей налогообложения платой за землю (земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), земель населенных пунктов, других земель несельскохозяйственного назначения);
Изменения касательно единого налога:
- исключить из плательщиков единого налога 4 группы плательщиков, основным видом деятельности которых является разведение домашней птицы, страусов и перепелов;
- увеличить в 2 раза ставки единого налога для плательщиков 4 группы (кроме ставок для земель водного фонда и земель закрытого грунта);
- не включать в состав дохода плательщиков единого налога первой — третьей группы доходы, полученные в виде частичной или полной компенсации процентных (процентных) ставок, которая выплачивается в рамках бюджетной программы «Обеспечение функционирования Фонда развития предпринимательства»;
По транспортному налогу:
- уменьшить «порог» среднерыночной стоимости легковых автомобилей, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом, с 375 до 200 размеров МЗП, установленной законом на 01 января налогового (отчетного) года;
Изменения в начислении военного сбора:
- освободить от налогообложения военным сбором доходы, полученные налогоплательщиком в виде частичной или полной компенсации процентных (процентных) ставок, которая выплачивается в рамках бюджетной программы «Обеспечение функционирования Фонда развития предпринимательства».
Изменения для владельцев и пользователей земельных участков с / х назначения
Законопроект предлагает ввести для владельцев и пользователей земельных участков сельскохозяйственного назначения минимальное налоговое обязательство с 1 гектара такой земли.