Президентские проекты о новом порядке представления данных о бенефициарах
Зарегистрировано два президентских законопроекта №6320 и 6321, предусматривающих обновление порядка представления сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица.
Ранее мы сообщали, что крайний срок предоставления данных по бенефициарным владельцам был перенесен 11 июля 2022 года. Подробности можно прочесть в этом материале.
Предпосылки появления президентских законопроектов о бенефициарах
После установления обязанности юридических лиц о предоставлении госрегистраторам информации о конечных бенефициарных владельцах, начали появляться альтернативные законопроекты, предлагавшие усовершенствовать процедуру представления данных по КБС.
Связанные статьи:
- ВРУ одобрило Закон № 1805 и продолжило предоставление данных по бенефициарам
- Появился еще один законопроект, предлагающий изменить порядок представления информации о бенефициарах
Кроме альтернатив, которые начали появляться еще с июля и вносили предложения по сокращению количества юридических лиц, которые должны подавать данные по КБС, а также изменениям в порядке ежегодного подтверждения данных по структуре собственности и КБС, зарегистрированы также законопроекты от президента.
На портале Верховной Рады зарегистрированы президентские законопроекты:
- №6320, предусматривающий упрощение порядка представления информации, необходимой для осуществления финансового мониторинга;
- № 6321, предусматривающий внесение изменений в статью 166-11 Кодекса Украины об административных правонарушениях в связи с изменениями в порядке предоставления госрегистратору сведений о конечном бенефициарном владельце юрлица.
В пояснительной записке к проекту закона 6320 указывается, что этот проект позволит:
- упростить представление данных относительно конечных бенефициаров и структуру собственности юрлицами;
- ускорить проверку предоставленной юридическими лицами информации;
- сформировать систему методологической помощи для юрлиц, поскольку часто установление конечных бенефициарных владельцев и структуры собственности для них является проблемой (в частности, чаще всего такой вопрос возникает у ГО и союзов.)
Какие изменения предполагают президентские проекты по представлению данных по бенефициарам?
Изменения, предложенные указанными законопроектами, планируют обновить ряд положений в действующем порядке представления и подтверждения данных о КБС.
Законопроектами предусмотрено внесение следующих изменений:
- автоматизация осуществления проверки данных о конечных бенефициарных владельцах юрлица, предоставленных в Единый государственный реестр в электронном виде с использованием средств Единого государственного вебпортала электронных услуг;
- исключить из законодательства в отношении КБВ обязанность юрлиц нотариально удостоверять копии документов, представленных для подтверждения личности конечного бенефициара;
- уменьшить количество предоставляемой юрлицами соответствующей информации при проведении регистрационных действий.
- уточнение порядка, по которому юридические лица определяют данные о конечных бенефициарных владельцах и структуре собственности;
- ввести для юрлиц — учредителей и участников юридических лиц, а также физлиц, являющихся учредителями и участниками юридических лиц или имеющих решающее влияние на деятельность таких юрлиц, обязанность предоставления по запросу юрлиц сведения, необходимые для внесения или обновления данных о конечном бенефициарном владельце и структуре собственности юридического лица в Едином государственном реестре;
- установить обязанность Госфинмониторинга по разработке и утверждению методологии установления юрлицом конечного бенефициара;
- пересмотреть объемы и сроки предоставления юрлицами данных относительно конечных бенефициарных владельцев и структуру собственности государственному регистратору.
Что предусматривает порядок представления данных о КБС согласно новым законопроектам
В случае принятия президентских законопроектов о конечных бенефициарных владельцах предусмотрены следующие обновления:
- Юрлица обязаны актуализировать данные относительно КБВ и структуре собственности, а также информировать госрегистратора в случае появления изменений в течение 30 рабочих дней с даты возникновения таких изменений, предоставлять госрегистратору соответствующие документы на удостоверение изменений в определенном законодательством порядке;
- В случае обнаружения юрлицом неточностей или ошибок в ранее представленной госрегистратору информации относительно КБВ или структуре собственности такое юрлицо должно в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения ошибок предоставить госрегистратору уточненные и исправленные данные;
- Если у юрлица отсутствует конечный бенефициар, такое юридическое лицо должно сообщить об этом госрегистратору при осуществлении:
- государственной регистрации создания юридического лица;
- госрегистрации включения сведений о юрлице в Единый государственный реестр;
- госрегистрации изменений в сведения о юрлице, внесенных в ЕГР;
- Устанавливается обязанность юрлиц ежегодно, со следующего года с даты осуществления госрегистрации юрлица, в течение 14 календарных подавать госрегистратору заявление в подтверждение данных о конечном бенефициарном владельце. Текстом новых законопроектов не предусмотрено представление документов в подтверждение указанных в заявлении данных. Планируется проводить проверку информации, поданной в заявлении в электронном виде, автоматически с помощью средств Единого государственного веб-портала электронных услуг;
- Приведенные требования не относятся к перечню исключений, к которым относятся:
- политические партии, структурные образования политических партий;
- профессиональные союзы, их объединения, организации профсоюзов, предусмотренные уставом профсоюзов и объединений;
- творческие союзы, местные центры творческих союзов;
- организации работодателей, их объединение;
- адвокатские объединения; адвокатские бюро;
- религиозные организации;
- государственные органы, органы местного самоуправления, их ассоциации;
- государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации;
- торгово-промышленные палаты;
- пенсионные фонды;
- жилищно-строительные кооперативы, дачные (дачно-строительные) кооперативы, садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (общества);
- объединения совладельцев многоквартирного дома, ассоциации собственников жилых домов;
- внесенные в Реестр некоммерческих учреждений и организаций сельскохозяйственные кооперативы;
- сельскохозяйственные кооперативные объединения
Отмечается, что юрлица, зарегистрированные до вступления в силу приказов об утверждении положения о форме и содержании структуры собственности и методологии определения юридическим лицом конечного бенефициарного владельца, должны подавать данные относительно конечного бенефициара в объеме, установленном законопроектом, а также структуру собственности в течение 6 месяцев от даты вступления в силу нормативно-правовых актов, которые утвердят положение о форме и содержании структуры собственности, а также методологию определения юрлицом КБВ.
Если юрлицо после вступления в силу указанных нормативно-правовых актов выявит неточности или ошибки в поданных госрегистратору данных относительно КБВ и структуры собственности, такому юрлицу следует в течение 3 месяцев с даты вступления в силу указанных нормативно-правовых актов снова подать исправленные данные.
Ответственность за неподачу или несвоевременное представление данных по КБУ согласно президентским законопроектам
Законопроект №6321 предлагает внесение изменений в статью 166-11 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Планируется добавить в статью упоминание Закона о финмониторинге относительно правил наложения административного штрафа на руководителя юрлица или лица, уполномоченного действовать от имени юрлица или исполнительного органа за:
- неподачу или несвоевременное представление госрегистратору сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица;
- неподачу или несвоевременное представление госрегистратору информации об отсутствии у юридического лица конечного бенефициара;
- неподачу или несвоевременное представление государственному регистратору документов, подтверждающих информацию о конечном бенефициаре юрлица.
Размер административного штрафа за эти нарушения составит от 1000 до 3000 необлагаемых минимумом доходов граждан.
Отмечается, что указанное уточнение необходимо, поскольку в случае принятия законопроекта №6320 ответственность будет налагаться из-за нарушений и Закона о госрегистрации, и Закона о государственном финмониторинге.
Когда указанные законопроекты вступят в силу?
Предполагается, что в случае их принятия такие законы вступят в силу со дня, следующего за датой официальной публикации.
Президент отметил, что принятие этих законопроектов позволит упростить предоставление информации юрлицами для финансового мониторинга с целью противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем.
Напомним, ранее Министерство юстиции разъяснило, кто и в какие сроки должен впервые подтверждать данные по бенефициарам в 2022 и 2023 годах. Подробности здесь.
Важные новости за последнее время
Вас могут заинтересовать следующие статьи:
- Подписан закон, предусматривающий введение уголовной ответственности за мошенничество по НДС.
- Кабинет министров одобрил проект закона, предусматривающий усиление ответственности за нарушение подачи налоговой отчетности — будут налагать штраф 1700-2550 гривен.
- 18.11.2021 налоговики опубликовали отредактированный план документальных проверок
- Новый законопроект №3663 предлагает объединить Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования.