Законопроект №6348. Новые правила работы для плательщиков единого налога
Новый проект предлагает существенно обновить правила работы для плательщиков единого налога, в частности, изменить условия отнесения плательщика к группе налогообложения и дополнить перечень запрещенных для упрощенцев видов деятельности.
В Верховной Раде Украины зарегистрирован новый проект закона №6348 от 25.11.2021, предлагающий значительное обновление правил работы для упрощенцев. Рассмотрим, какие предложения вносит новый законопроект.
Что предусматривает законопроект №6348 относительно изменений для плательщиков единого налога?
Проект Закона предусматривает внесение ряда изменений в Налоговый кодекс Украины, а также некоторые законодательные акты, касающиеся использования упрощенной системы налогообложения плательщиками единого налога.
Среди прочего, проект вносит изменения не только в определение видов деятельности, которые могут осуществлять плательщики единого налога, но и определяет особенности применения ими регистраторов расчетных операций, ведения учета доходов и расходов, учета товарных запасов, вопросов проведения проверок и комиссионного вознаграждения банка.
Рассмотрим более подробно изменения, которые предлагает внести этот законопроект, согласно представленной в пояснительной записке информации.
Законопроект №6348 предлагает внести следующие изменения:
Предлагается обновить условия, при которых предприниматели могут находиться в первой и второй группе плательщиков единого налога. В частности, предлагается исключить из перечня тех субъектов хозяйствования, которые:
- занимаются производством и высокодоходными видами деятельности;
- реализуют товары, которые чаще всего ввозятся на территорию Украины незаконным способом.
Новые ограничения видов деятельности для ФЛП единщиков 1-3 групп
Обновленный перечень видов деятельности, которыми смогут заниматься плательщики единого налога первой группы в случае принятия этого проекта, для предпринимателей, ведущих исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках или осуществляющих хозяйственную деятельность по предоставлению таких бытовых услуг населению:
- изготовление одежды, обуви, галантереи, бытовых текстильных и кожаных изделий по индивидуальному заказу;
- услуги по ремонту одежды, обуви, галантереи, бытовых текстильных и кожаных изделий;
- ремонт бытовых изделий и предметов личного потребления;
- услуги маникюра, педикюра, парикмахерские услуги;
- услуги очистки и уборки помещений по индивидуальному заказу;
- услуги по индивидуальному обучению, репетиторские услуги;
- услуги по индивидуальному воспитанию детей;
- услуги по содержанию животных, а также дрессирование и уход;
- услуги в сфере фотографии
- услуги социальной помощи без проживания.
Для второй группы единого налога будут принадлежать:
- ФЛП, ведущие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых;
- ФЛП, ведущие розничную продажу товаров;
- ФЛП, осуществляющих деятельность в области народных художественных промыслов, за исключением серийного изготовления изделий народных художественных промыслов.
Кроме того, перечень видов деятельности, которыми запрещено заниматься ФЛП-единщикам первой – третьей группы, новый законопроект предлагает дополнить следующими видами деятельности, а именно:
- деятельность в сфере обращения с отходами, в том числе оптовая торговля отходами и ломом;
- деятельность субъектов естественных монополий и деятельность хозяйствующих субъектов на смежных рынках;
- производство машин и оборудования (Раздел 28; 30 КВЭД ДК 009:2010), а также их экспорт, импорт, продажа на таможенной территории Украины;
- деятельность в сфере металлургического производства;
- производство химических веществ и химической продукции (кроме производства мыла и моющих средств, чистящих и полирующих средств, парфюмерных и косметических средств);
- торговля механическими транспортными средствами и оптовая торговля деталями и принадлежностями к ним.
Такие ограничения планируется установить в дополнение к действующим ограничениям, определенным в пункте 291.5. Налогового Кодекса Украины и приводят перечень видов деятельности, запрещенной для плательщиков ЕН 1-3 групп.
Новации для 3 группы единщиков в законопроекте №6348
Новый законопроект предлагает увеличить порог дохода плательщиков ЕН третьей группы, имеющих более 10 наемных работников, до 3000 минимальных заработных плат. Напомним, что с 01.12.2021 произойдет повышение минимальной заработной платы, которая с этой даты составит 6500 грн. в размере за месяц. Таким образом, в случае принятия этого законопроекта порог дохода для упрощенцев 3 группы с более чем 10 наемными работниками будет составлять 19,5 млн грн при минзарплате в 6500 грн, и соответственно будет расти с ростом минимальной зарплаты.
В случае, если ФЛП на 3 группе не имеет наемных работников или имеет их менее 10 по состоянию на конец отчетного периода, верхний предел дохода, при котором ФЛП могут оставаться на 3 группе ЕП, составит 1167 размеров минзаплаты, определенной законодательством по состоянию на 1 января отчетного года;
Кроме того, для 3 группы планируется пересмотреть размер ставок, в частности предоставить соответствующие полномочия органам местного самоуправления для самостоятельного определения ставок для третьей группы плательщиков ЕН в ориентировочных размерах:
- от 1,5% до 3% в случае уплаты налога на добавленную стоимость;
- от 2,5% до 5% (в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога).
Дополнительно законопроект №6348 предусматривает возможность использовать минимальную ставку налога до 01.01.2027 для тех плательщиков единого налога 3-й группы, которые имеют более 10 наемных работников или после принятия закона создадут более 5 новых рабочих мест.
Такой законопроект вносит изменения, касающиеся применения РРО и ПРРО плательщиками единого налога 3 группы. Более подробно о них расскажем в следующей главе, однако здесь укажем основное. Проект вносит предложение по установлению обязательного использования регистраторов расчетных операций юрлицами и плательщиками ЕН на 3 группе упрощенной системы налогообложения.
Новые правила учета доходов и расходов для ФЛП-плательщиков единого налога
Новый законопроект предусматривает восстановление системы учета доходов и расходов для ФЛП – плательщиков ЕН. Планируется, что ФЛП плательщики ЕН будут вести учет доходов и расходов по типовой форме, ежедневно внося полученные доходы и расходы. предполагается возможность ведения такой формы как в бумажном, так и в электронном виде.
Кроме того, планируется создать новый сервис для ФЛП, который будет вести такой учет в электронном кабинете. Сервис будет реализовать следующие функции:
- автоматическое заполнение информации о доходах, полученных с использованием РРО;
- автоматическое заполнение и проверка в электронном кабинете налоговой декларации;
- подписание налоговой декларации налогоплательщиком;
- представление налоговой декларации через электронный кабинет в орган контроля.
Вместе с тем уточняются требования по ведению предпринимателями учета товарных запасов и уточнению перечня вопросов, к которым могут относиться фактические проверки соблюдения порядка осуществления расчетных операций ФЛПами. В части проверок законопроект предлагает:
- запретить требовать у ФЛП или их работников при фактической проверке документы, относящиеся к происхождению товара;
- предоставление права органам контроля о назначении повторной внеплановой документальной проверки в случае повторного нарушения предпринимателем порядка осуществления расчетных операций.
Что касается требований ведения учета товарных запасов физлицами-предпринимателями, то ранее мы сообщали о введении новых правил ведения товарного учета, вступающих в действие с 26 ноября 2021 года. При каких условиях предприятия должны вести учет товарных запасов и осуществлять реализацию товаров и услуг исключительно из числа указанных в таком учете, читайте здесь: Порядок ведения учета товарных запасов для ФЛП с 26 ноября
Изменения по РРО и ПРРО
Законопроект №6348 предлагает ввести обязательное использование регистраторов расчетных операций, в том числе программных, для:
- юридических лиц;
- плательщиков единого налога 3 группы.
Напомним, что с 1 января 2022 года вступит в силу обязанность малого бизнеса использовать кассовые аппараты, то есть регистраторы расчетных операций (РРО) или их современную альтернативу — программные РРО. Кто может не использовать РРО и ПРРО, читайте в этой статье: Какие предусмотрены исключения, когда с 1.01.2022 не применяем РРО
Также из новаций законопроекта отметим предложение предоставления сельским советам полномочий по решениям о возможности торговли лекарственными средствами на территории общины без применения РРО, с использованием расчетных книг.
Помимо приведенного перечня изменений, законопроект №6348 предлагает также ограничить комиссионное вознаграждение банка за предоставление услуг по приему платежных средств в оплату товаров и услуг.
Сроки вступления в силу нового проекта №6348
Предусмотрено, что в случае принятия указанного законопроекта его положения вступят в действие с 2022 года.
Другие новости для вас
Актуальные статьи вашему вниманию:
- Как заполнить форму ведения учета товарных запасов — заполняем правильно
- Как считаем индексацию зарплаты в декабре, учитывая рост прожиточного минимума
- Новый законопроект предполагает разделение отпуска на детей для обоих родителей — подробности здесь
- Могут ли налоговики фиксировать на фото или видео проведение проверки?