Новые критерии отбора плательщиков для проверок ДПС-2022

Поделиться

Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков — Минфин принял приказ. Изменения вступят в силу с 11.02.2022.

Обновление: новые критерии отбора налогоплательщиков в график проверок налоговиков будут применяться, начиная с 11 февраля. Отмечалось, что Приказ Минфина №655 вступит в силу с даты официального опубликования. Приказ №655 опубликован в «Официальном вестнике» №12 от 11 февраля 2022 года, следовательно, изменения вступают в действие с этой даты.

Министерство финансов Украины обновило порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Соответствующие изменения внесены приказом от 10.12.2021 №655. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции 27.01.2022 г. №99/37435 и вступит в действие с даты его официальной публикации. О вступлении в силу сообщим отдельно.

Раньше мы информировали о том, как налоговики выбирают предприятия для проверки. Подробнее в этих статьях:

Недавно также был обновлен порядок оформления результатов проверки, уточнены полномочия налоговиков при проведении проверок и установлены особенности проведения проверок сумм бюджетного возмещения, а также возможности отсрочки проверок . Подробности в этой статье 

Изменения, внесенные в порядок формирования плана проверок ДПС 2022

Рассмотрим, какие изменения произошли в порядке формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков Приказом Минфина №655.

Изменено название «Офис крупных налогоплательщиков ГНС» на «межрегиональные управления ГНС по работе с крупными налогоплательщиками»;

Приложения 1, 2, 3 к Порядку формирования плана проверок ГНС изложены в новой редакции. Обновления претерпели:

  • План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков на 20 _ год ( приложение 1 );
  • Корректировка плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков в __ 20_ года ( приложение 2 );
  • Структура плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков ( приложение 3 ).

Также приказом обновлены критерии рисковости от хозяйственной деятельности налогоплательщиков — юридических и физических лиц. 

Какие изменения произошли в условиях рисковости для юридических лиц?

К критериям риска юрлиц добавлен ряд уточнений и дополнений.

Исключены следующие критерии:

  • критерий риска «наличие разногласий у налогоплательщика согласно системе автоматизированного сопоставления налогового обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов (завышение налогового кредита) в сумме более 1 млн грн, или более 5 процентов общих объемов налогового кредита, но не менее 100 тыс. .грн» — исключено, ввиду изменения формы и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по НДС в части отмены приложения 5 к декларации по НДС из-за отсутствия источника информации для расчета риска;
  • критерий риска «наличие негативных решений комиссии ГНС в системе автоматизированного мониторинга соответствия налоговым накладным критериям оценки степени риска, достаточных для остановки регистрации налоговых накладных в течение трех отчетных периодов». Этот критерий исключен из-за возможности плательщика представить пакет документов, по результатам рассмотрения которых налоговые накладные могут быть зарегистрированы. Этот критерий рисковости относился к средней степени.

Внесены следующие правки и дополнения для уточнения критериев риска:

  • формулировка «прочие операционные расходы превышают 30 процентов общих затрат операционной деятельности» дополнена словом «операционные»;
  • критерий «декларирование экспортных и/или импортных операций без фактического осуществления таких операций» перемещен из перечня критериев высокой степени рисковости к средней степени рисковости;
  • формулировка «рост долгосрочных обязательств и обеспечений в сумме более 10 млн грн или превышает 30 % общих объемов поставки» заменена следующей: «сумма долгосрочных обязательств и обеспечений более 10 млн грн или превышает 30% общих объемов поставки»;
  • обновлен критерий риска средней степени налогоплательщиков – юридических лиц по поводу предельных сумм. Формулировка «наличие разногласий между объемами задекларированных в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость налоговых обязательств или налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и объемами налоговых обязательств или налогового кредита по налогу на добавленную стоимость по данным Единого реестра налоговых накладных на 5 и больше процентов» заменяется следующими словами: «наличие разногласий у налогоплательщика между данными налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Единого реестра налоговых накладных на сумму более 1 млн грн, или более 5 процентов общих объемов налогового кредита, но не менее 100 тыс. грн»;
  • формулировку «несоответствие данных отчетности регистратора расчетных операций и объемов поставки, указанных в декларациях по налогу на добавленную стоимость» изложено в таком виде «наличие разногласий между задекларированной суммой объемов поставки в декларациях по налогу на добавленную стоимость и суммой расчетных операций, проведенных с применением регистраторов операций и/или программных регистраторов расчетных операций в объеме, превышающем 30%»;

Указанные уточнения вносятся для обеспечения однозначной трактовки и обеспечения точности отбора в план проверок наиболее рисковых субъектов хозяйствования.

К критериям риска средней степени добавлен новый критерий риска:

  • «уплата налога на прибыль за соответствующий год в объеме менее 1,5 процента от объема возмещенного налога на добавленную стоимость в размере более 10 млн. грн. в течение календарного года».

Как видим, значительная часть обновлений касается критериев риска, относящихся к средней степени. 

По каким критериям происходит отбор в План проверок физических лиц 2022

Рассмотрим, какие изменения вносит приказ Минфина №655 относительно критериев отбора налогоплательщиков – физических лиц в план проведения проверок. Отмечается, что для улучшения работы системы рискоориентированного налогового контроля раздел IV «Порядок отбора в план-график налогоплательщиков – физических лиц» дополнен новыми критериями отбора налогоплательщиков – физических лиц. 

Обновлены критерии риска для физических лиц

Критерии риска высокой степени:

  • уточнен критерий «размер других расходов, в том числе стоимость выполненных работ, предоставленных услуг, или сумма рассчитанной амортизации основных средств составляет 30 и более процентов задекларированной в налоговой отчетности стоимости документально подтвержденных расходов, связанных с хозяйственной деятельностью налогоплательщика» сведениями о суммах рассчитанной амортизации ОС. Указанное уточнение внесено для исследования деятельности налогоплательщиков, включающих приобретенный товар в расходную часть при декларировании имущественного положения и доходов по объектам налогообложения, используемым в хозяйственной деятельности;
  • добавлен следующий критерий риска «объем приобретения, без НДС, отраженный в налоговых декларациях по НДС, составляет 75 или более процентов объема поставки, без НДС, отраженного в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость». предполагается, что такой критерий риска создаст условия для исследования происхождения реализуемого товара плательщиками НДС при проведении проверки налогоплательщика, поскольку задекларированная информация об операциях по приобретению товаров, услуг и необоротных активов на таможенной территории Украины по нулевой ставке или освобожденных от налогообложения не предоставляет возможности для полного исследование происхождения товара, в дальнейшем реализуемого по основной ставке.
  • добавлен критерий риска «включения в состав расходов в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах сумм амортизационных отчислений при отсутствии сведений о наличии собственных объектов налогообложения». При этом отмечается, что непредставление плательщиком сведений об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, и одновременное декларирование амортизационных отчислений по их стоимости могут означать риск оптимизации налоговых обязательств.

Критерии риска средней степени:

  • обновлена ​​формулировка «количество наемных работников меньше количества зарегистрированных регистраторов расчетных операций (отдельно на хозяйственную единицу) или других объектов налогообложения». В этом случае данные по транспортным средствам заменены сведениями о других объектах налогообложения, ввиду регистрации РРО в соответствии с объектами налогообложения налогоплательщиков. Отмечается, что для уточнения критерия важно учитывать количество работников в штате таких объектов налогообложения;
  • добавлен критерий риска, предусматривающий «декларирование дохода свыше 220 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 01 января налогового (отчетного) года, при отсутствии зарегистрированного регистратора расчетных операций и/или программного регистратора расчетных операций и сведений о открытых банковских счетах».

обратите внимание Актуальные материалы для вас

Читайте наши последние материалы:

Следите за нами
Поделиться
Комментарии

Комментариев пока нет ...

Полезные статьи