
Обновление Инструкции по ЕСВ и процедуры установления инвалидности
Министерство финансов Украины Приказом от 05.05.2025 г. № 231 внесло изменения в Инструкцию о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Эти изменения связаны с усовершенствованием процедуры установления инвалидности гражданам, которое было введено с 1 января 2025 года Постановлением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы введения оценки повседневного функционирования личности» от 15.11.2024 № 1338 (далее – Постановление № 1338). Положение этого постановления рассмотрим далее.
Новые требования к подтверждению инвалидности
Приказ №231 устанавливает два основных вида документов, подтверждающих инвалидность:
- Для инвалидности, установленной с 1 января 2025 года: Правильно заверенная копия выписки из решения экспертной команды, которая оценивает ежедневное функционирование человека. Настоящий документ предусмотрен Постановлением №1338.
- Для инвалидности, установленной до 1 января 2025 г.: Копия справки к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) об установлении группы инвалидности.
Согласно части тринадцатой статьи 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, ЕСВ для предприятий, учреждений, организаций и физических лиц-предпринимателей (включая единщиков), в которых работают люди с инвалидностью, работников.
Учитывая изменения, работодатели должны получить соответствующие подтверждающие документы для начисления единого взноса по ставке 8,41%.
Начисление ЕСВ работодателем по сниженной ставке начинается с даты получения от работника подтверждающих инвалидность документов и продолжается в течение срока, определенного Постановлением № 1338.
Особенности применения ставки ЕСВ 8,41% в 2025 году
Положение о медико-социальной экспертизе, утвержденное постановлением КМУ от 03.12.2009 г. №1317, утратило силу с принятием Постановления №1338. Это означает изменение в процедуре подтверждения инвалидности.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 3 Постановления № 1338, для лиц с инвалидностью, которым повторный осмотр был назначен с 01.01.2025 г., но не прошедших его своевременно, срок инвалидности продлевается до даты принятия решения по результатам проведения оценки повседневного функционирования, но не дольше 20.2.
Выписки из принятого решения и рекомендации (как часть индивидуальной программы реабилитации), в случае установления инвалидности, также отражаются в электронной системе для направившего врача и могут быть распечатаны и предоставлены лицу в бумажной форме по ее запросу.
Применение ставок ЕСВ к лицам с инвалидностью
Базой для начисления ЕСВ для работодателей является сумма начисленной застрахованному лицу заработной платы (основная, дополнительная, поощрительные и компенсационные выплаты, включая натуральные формы), а также сумма вознаграждения по гражданско-правовым договорам (пункт 1 часть первая статьи 7 Закона № 24).
Общая ставка ЕСВ, согласно части пятой статьи 8 Закона № 2464, составляет 22% от определенной базы начисления. Однако, как отмечалось, для предприятий, учреждений, организаций и ФЛП, в которых работают лица с инвалидностью, применяется льготная ставка 8,41% базы начисления ЕСВ для таких работников. Это определено частью тринадцатой статьи 8 Закона №2464.
Важно учесть: Подтверждением установления инвалидности и основанием для применения ставки ЕСВ в размере 8,41% является заверенная копия справки в акт осмотра МСЭК (согласно пп. 5 п. 2 разд. III Инструкции № 449).
Таким образом:
- Если срок действия справки МСЭК истек, а повторный осмотр не пройден, то до 01.07.2025 г. к такому работнику применяется ставка ЕСВ 8,41%.
- С 01.07.2025 г. в таких случаях, если новый документ не получен, будет применяться стандартная ставка ЕСВ 22%.
Если работник прошел медицинское освидетельствование в 2025 году, и это подтверждено выдержкой из решения экспертной команды по оценке повседневного функционирования лица по установлению инвалидности (полученному в соответствии с Постановлением № 1338), то применяется ставка ЕСВ в размере 8,41%.
Полезные новости за последнее время
Читайте также:
- Когда подавать Отчет в ТЦК о транспортных средствах 2025
- Минимальная зарплата и прожиточный минимум 2026
- ТТН 2025: форма и инструкция
- Когда факсимиле допустим: условия использования
- Порядок проведения выплаты больничных совместителю
- Реклама вакансий — как избежать штрафов от Госпотребслужбы
- Ведем военный учет на предприятии: какие документы необходимы?
- Можно ли оформить оплачиваемый ежегодный отпуск на 1 день? Рассматриваем здесь
- Отчитываемся в ТЦК о трудоустройстве работников и руководителей: в чем разница
- Индексация заработной платы в июне 2025 г. — проводить ли?
Уважаемые читатели, обратите внимание, что информация в нашем блоге представляется исключительно опираясь на официальные источники государственных органов и сертифицированные информационные издания. Ключевые даты и числовые значения показателей действуют на дату публикации статьи, поэтому в случае их изменения мы не изменяем текст новости, а публикуем новую с актуальными данными. Во избежание ошибок в работе ищите в нашем блоге новость с более актуальной датой соответственно интересующей вас темы.
Комментариев пока нет ...