Единый зарплатный налог – каким будет объединение ЕСВ, НДФЛ и ВЗ?
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, вводящий единый зарплатный налог. Авторы предлагают объединить НДФЛ, ЕСВ и ВЗ в единый налог с постепенным уменьшением ставки с 29% до 20%.
Единый зарплатный налог – что предлагает новый проект?
Недавно мы информировали об инициативе главы комитета ВРУ по вопросам финансов и налоговой политики Данилу Гетманцеву по объединению налогов. Подробнее о его предложении по объединенному налогу и ограничениям возможности ФЛП выполнять роль наемных работников читайте по ссылке.
При этом Гетманцев отмечал, что в течение текущего года планируется снизить налоговую нагрузку на доходы физических лиц. Рассматривается предложение об объединении НДФЛ, военного сбора и единого взноса в одном налоге.
25 января 2022 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №6548 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты по уменьшению нагрузки на фонд оплаты труда».
Авторы проекта считают, что такая реформа будет способствовать детенизации оплаты труда, а также снизит нагрузку на фонд оплаты труда. В пояснительной записке отмечается, что легальное налогообложение зарплаты работника стоит для работодателя очень дорого. Предполагается, что внесенный законопроект упростит администрирование предприятием и налогов на труд и будет способствовать легализации труда, а соответственно и росту социальной защищенности работников.
Что предлагается изменить для введения объединенного налога
По данным пояснительной записки в законопроект №6548, предлагается объединить НДФЛ, военный сбор и единый социальный взнос в один объединенный налог. Ставку такого налога планируется постепенно снижать. В частности, в случае принятия этого законопроекта, объединенный налог будет применяться уже с 2023 года в ставке 29% с постепенным снижением налога в течение трех лет. Конечным размером должна стать ставка 20 процентов, применение которой начнется в 2026 году.
Новый налог будет называться налогом на доходы физических лиц.
Законопроект №6548 предусматривает временные ставки обновленного налога на доходы физических лиц в следующих размерах:
- с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года включительно ставка будет составлять 29%;
- от 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года включительно будет применяться ставка в размере 26 процентов;
- с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года включительно предусмотрено применение ставки величиной 23%.
Кроме приведенного, законопроект предполагает перечень расходов, которые будут предоставлять работнику право на использование налоговой скидки. Например, такое право будет предоставляться работникам, имеющим на иждивении двух и более несовершеннолетних детей, или содержат родителей старше 80 лет.
Указанные изменения предлагается внести в Налоговый кодекс. Вместе с тем, ряд изменений предполагает также серьезные изменения другого законодательства. Например, законопроект №6548 предусматривает отмену Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Авторы проекта убеждены, что принятие этого проекта не приведет к потерям бюджета, а наоборот будет стимулировать дополнительные поступления и рост потребительского спроса.
Как планируется привести законодательство в соответствие с законопроектом № 6548
Предложенные законопроектом изменения требуют серьезного согласования с другим законодательством. Для согласования положений этого и действующего законодательства Кабинету министров Украины поручается разработать и подать для рассмотрения Верховной Раде Украины проекты Законов о приведении в соответствие других Законов Украины к нормам этого закона.
Кроме того, Кабмин также должен в срок до 01 июля 2022 реализовать в мобильном приложении Дия отображение помесячной информации о суммах уплаченного физическими лицами налога на доходы физических лиц.
Авторы законопроекта №6548 зарегистрировали также связанный законопроект №6549, предусматривающий внесение изменений в Бюджетный Кодекс Украины.
Как предлагается обновить Бюджетный Кодекс в связи с введением объединенного налога
Кроме законопроекта №6548, его разработчики зарегистрировали также законопроект №6549 по обновлению Бюджетного Кодекса.
В связи с введением объединенного налога и увеличением базы и ставки НДФЛ законопроект предлагает внести следующие изменения:
- к доходам общего фонда бюджетов сельских, поселковых, городских территориальных общин относить:
- 27% НДФЛ (кроме исключений согласно пункта 1-1 части второй статьи Бюджетного Кодекса), которая уплачивается или перечисляется в соответствии с положениями Налогового Кодекса на соответствующей территории, кроме Киева и Севастополя;
- 18% НДФЛ (кроме исключений согласно пункта 1-1 части второй статьи БКУ), которая уплачивается или перечисляется в соответствии с положениями Налогового Кодекса на территории Киева и зачисляется в бюджет города Киева;
- 100% НДФЛ (кроме исключений согласно пункта 1-1 части второй статьи БКУ), которая уплачивается или перечисляется в соответствии с положениями НКУ на территории Севастополя и зачисляется в бюджет Севастополя;
- 7% НДФЛ (кроме исключений согласно пункта 1-1 части второй статьи БКУ), что уплачивается или перечисляется в соответствии с НКУ на соответствующей территории, планируется относить к доходам общего фонда бюджета АР Крым и областных бюджетов;
- установить размер ставок НДФЛ, кроме налога, установленного в пункте 1-1 части второй статьи 29 Бюджетного кодекса, уплачиваемого в соответствии с НКУ:
- в размере 66% на территории Украины, кроме Киева и Севастополя;
- в размере 82% на территории Киева.
Также устанавливается сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Указанные суммы будут направлены на отчисления в Пенсионный фонд и ФСС для обеспечения:
- общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;
- государственного социального страхования на случай временной нетрудоспособности;
- государственного страхования на случай несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, повлекших нетрудоспособность;
- общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Планируется, что этот проект обеспечит перераспределение бюджетных поступлений от объединенного налога на доходы физических лиц и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование в местные бюджеты, ПФУ и ФСС.
Когда вступят в силу эти проекты?
Предусмотрено, что в случае принятия оба законопроекта вступят в действие с 01 января 2023 года.
При этом вступают в силу со дня, следующего за датой официальной публикации:
- пункты 3 и 5 раздела ІІ «Заключительные положения» законопроекта №6548;
- пункты 2 и 3 раздела ІІ «Заключительные положения» законопроекта №6549.
Другие новости за последнее время
Вас также могут заинтересовать следующие статьи:
- Кто подлежит отстранению из-за невакцинации с 31 января, как составить приказ об отстранении и при каких условиях работника нельзя отстранить, рассматриваем здесь
- Проекты штрафов по РРО от Гетманцева – что предлагается?
- Как заполняем новую форму сообщения о принятии на работу 2022 года? Разъяснение от специалистов Гоструда
- Основные нарушения трудового законодательства и ответственность за них в данной статье
- Как начисляются штрафы за просрочку регистрации НН и РК в течение карантина – свежее решение Верховного Суда