Увеличен штраф за уклонение от уплаты налогов

Поделиться

Принят Закон № 1888, вводящий новый штраф за непредоставление ответа на запрос Бюро экономической безопасности и существенно увеличивающий штраф за уклонение от уплаты налогов. Рассматриваем разные аспекты нового Закона.

Мы уже сообщали о подписании Закона №1888 президентом. Об этом можно прочитать здесь:

Закон №1888 опубликован: когда начнет действовать?

Закон № 1888 обновляет положения о Бюро экономической безопасности (БЭБ), определяет полномочия Бюро, а также устанавливает ответственность налогоплательщиков и вносит ряд изменений в КУоАП, УКУ и УПК. Закон №1888 официально опубликован в «Голосе Украины» от 24.11.2021 г. № 222. Согласно положениям указанного Закона, закон №1888 вступит в действие со следующего дня после публикации, однако не ранее официального объявления Кабмином о начале деятельности Бюро экономической безопасности Украины .

Как Закон №1888 влияет на полномочия Бюро экономической безопасности

Рассмотрим изменения, внесенные законом №1888. В соответствии с принятым законом:

  • Бюро экономической безопасности предоставлено право на проведение досудебного расследования, которое начинается от внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований.
  • Обновление статьи 214 Уголовного процессуального кодекса предусматривает замену органа, ведущего контроль за соблюдением налогового законодательства, на Бюро экономической безопасности (БЭБ). Таким образом, на БЭБ Законом №1888 возложено расследование уголовных преступлений в сфере налогообложения. 
  • Бюро экономической безопасности будет расследовать уголовные правонарушения по НДС

Отметим, что изменения, внесенные Законом № 1888 в статью 191 Уголовного кодекса Украины, предоставляют Бюро экономической безопасности полномочия по расследованию уголовных правонарушений по бюджетному возмещению. Следует отметить, что указанный закон не определяет ответственности именно по налогу на добавленную стоимость, а значит, речь идет в общем о любом возмещении из государственного бюджета, в том числе и возмещении НДС.

Напомним, что статья 191 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за присвоение, растрату имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением.

Подпункт 14.1.18 Налогового Кодекса Украины определяет бюджетное возмещение как возмещение отрицательного значения НДС на основе подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по результатам проверки плательщика.

Трудно сказать, каким образом и при наличии каких-либо условий бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость может считаться правонарушением, учитывая, что возмещение НДС проходит проведенную контролирующими органами проверку.

С учетом примечаний к статье 185 Уголовного кодекса для привлечения к уголовной ответственности согласно статье 191 УКУ, расчет бюджетного возмещения осуществляется в размере от 283 750 грн.

Сейчас ждем разъяснений от контролирующих органов относительно применения изменений по ответственности согласно этой статье относительно возмещения НДС.

Что предусматривает Закон №1888 о проведении досудебного расследования

Определено, что детективы Бюро экономической безопасности обладают полномочиями на проведение досудебного расследования, а также других уголовных правонарушений в сфере хозяйственной деятельности. К таким нарушениям относятся:

  • изготовление и незаконный сбыт акцизных марок (статья 199 УКУ);
  • подделка документов на перевод, платежных карт или других средств доступа к банковским счетам, электронным деньгам (статья 200 УКУ);
  • незаконная деятельность по организации или проведению азартных игр, лотерей (статья 203-2 УКУ);
  • незаконная деятельность с алкогольными напитками, пивом, табаком, промышленными заменителями табака, горючего или других подакцизных товаров (статья 204 УКУ);
  • внесение в документы, подаваемые государственному регистратору для проведения регистрационных действий в Едином Государственном Реестре, заведомо ложных сведений, а также преднамеренное представление для проведения такой регистрации документов, содержащих ложные сведения (статья 205-1 УКУ);
  • противоправное требование прекращения ведения хозяйственной деятельности или ограничение ее, а также заключение или незаключение соглашения, выполнение или неисполнение которого может нанести материальный ущерб или ограничить права занимающегося хоздеятельностью в сочетании с угрозами насилия, повреждения или уничтожения имущества или захвата целостного имущественного комплекса, его части, зданий, сооружений, земельного участка, объектов строительства, а также прекращение или ограничение деятельности на этих объектах и ​​ограничение доступа к ним (статья 206 УКУ);
  • умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, а также единого социального взноса (статьи 212, 212-1 УКУ);
  • доведение до банкротства гражданином – учредителем (участником) или должностным лицом субъекта хоздеятельности – совершение действий, приведших к устойчивой финансовой несостоятельности хозсубъекта (статья 219 УКУ);
  • предоставление ложной информации для получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам (статья 222 УКУ);
  • незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара или другое нарушение права на эти объекты (статья 229 УКУ);
  • незаконный сбор или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в целях их разглашения или иного использования, а также незаконное использование таких сведений, если это повлекло существенный вред субъекту хоздеятельности, преступления, связанные с использованием инсайдерской информации, преступления с ЦБ, незаконная приватизация государственного, коммунального имущества (статьи 231, 232, 232-1, 233 УКУ).

Кроме того, Бюро экономической безопасности при осуществлении досудебных расследований указанного перечня уголовных нарушений имеют право на:

  • осуществление прослушивания по определению следственного судьи – такие изменения внесены в статью 263 Уголовного процессуального Кодекса Украины;
  • мониторинг банковских счетов по определению следственного судьи — указанное положение внесено в обновленную статью 269-1 Уголовного процессуального Кодекса Украины;
  • проведение негласных следственных или розыскных действий, проводимых следователем Бюро экономической безопасности или следователем другого органа с привлечением оперативных подразделений Бюро. Указанные изменения содержат часть 6 статьи 246 УПК Украины.

Закон №1888 и существенное увеличение штрафов за неуплату налогов

Изменения, внесенные Законом №1888, предусматривают среди прочего также увеличение уголовной ответственности налогоплательщиков за умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов. Следовательно, в статью 212 Уголовного кодекса внесены новые размеры штрафов за умышленное уклонение плательщиков от уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, включенных в систему налогообложения. Суммы новых штрафов будут зависеть от размера непоступления налогов и сборов. Итак:

  • в случае, если размер непоступлений составил значительный размер, в том числе более 3 405 000 грн. по состоянию на 2021 год, штраф будет равен от 85 тыс. до 170 тыс. грн. Предварительная сумма штрафа составляла от 51 до 85 тыс. грн;
  • в случае если размер непоступлений составил большой размер, то есть от 5 675 000 грн по состоянию на 2021 год, штраф составит от 170 тыс. до 255 тыс. грн. Предыдущий размер штрафа составлял от 85 тыс. до 119 тыс. грн.

Поскольку в часть 1-3 статьи 212-1 Уголовного Кодекса обновления не внесены, штрафные санкции за неуплату единого взноса не изменятся.

Следует отметить, что часть 4 статьи 212, а также часть 4 статьи 212-1 Уголовного кодекса предусматривает условия освобождения лица от ответственности по статьям 212 и 212-1. Лицо, совершившее деяния, установленные в частях 1 3 статьи 212 и 212-1 Кодекса, может быть освобождено от уголовной ответственности в случае:

  1. если до привлечения лица к уголовной ответственности уплачены налоги, сборы и обязательные платежи;
  2. а также возмещен ущерб, причиненный государству несвоевременной уплатой таких сборов и налогов.

Непредоставление ответа по запросу Бюро экономической безопасности — что с ответственностью?

Закон №1888 вводит ответственность за непредоставление данных и документов по запросу Бюро экономической безопасности.

В частности, Бюро имеет право на истребование информации или документов от:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • предприятий, учреждений и организаций;
  • служебных и физических лиц в порядке, предусмотренном УПК Украины.

Штраф составит от 4250 грн до 6800 грн за:

  • непредоставление информации по запросу должностных лиц Бюро экономической безопасности;
  • предоставление заведомо ложной информации или не в полном объеме;
  • нарушение установленных законом сроков ее предоставления;
  • уведомление третьих лиц о том, что о них собирается такая информация;
  • невыполнение других законных требований должностных лиц Бюро экономической безопасности.

Такое положение предусмотрено статьями 185-13 КУоАП.

Другие актуальные новости

Читайте также:

Следите за нами
Поделиться
Комментарии

Комментариев пока нет ...

Полезные статьи