Девять главных вопросов об электронных трудовых книжках
Электронные трудовые книги: использование, переходный период, правила оформления, разница с бумажной трудовой. Часто задаваемые вопросы и ответы.
Принятый Верховной Радой Украины Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» № 1217-IX уже подписал Президент. Итак, что важно знать об электронных трудовых книжках?
Когда внедряются изменения по электронным трудовым книжкам?
В силу Закон входит с 10 июня, когда все работодатели должны перенести в Реестр застрахованных лиц данные о работниках из обычных трудовых книжек. Переходный период позволяет вести как бумажную, так и электронную трудовую.
Для чего осуществляются эти нововведения?
Это государственный курс на цифровизацию, благодаря которой можно будет автоматически назначать пенсию и другие социальные выплаты.
Считается, что таким образом работодатель будет экономить на ведении бумажной документации, сможет легко получать доступ к данным о стаже работника, чтобы начислить взносы по обязательному государственному страхованию и т.д.
Какая информация будет в электронной трудовой книге? В чем разница с бумажной формой?
Поскольку электронная форма — это аналог обычной, то там будут содержаться те же данные о стаже, что и в бумажной.
Какие правила оформления электронной книги?
Информация будет размещаться в Реестре на сайте электронных услуг Пенсионного фонда. Сделать это сможет как работодатель, так и сам рабочий. Информация будет фиксироваться в в виде сканированных копий справок, трудовой книжки с наложением КЭП. Когда данные занесены в электронный Реестр, работник должен получить на руки под подпись оригинал — бумажную книгу.
Когда электронные трудовые станут обязательны?
Использование электронных трудовых будет обязательным через 3 месяца после опубликования Закона (10 июня 2021).
Каким будет переходный период?
Во время 5-летнего переходного периода в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования должны быть внесены все недостающие сведения о трудовой деятельности работников, что обеспечит формирование государственной политики в сфере трудовых отношений.
Каждый работник по желанию имеет право продолжить ведение бумажной формы книги, а работодатель не может ему в этом отказать и должен вести записи приема на работу, перевода и увольнения.
Что будет с электронной трудовой после выхода работника на пенсию?
Преимуществом электронной формы является то, что не возникнет необходимости сбора документов за всю трудовую деятельность работника.
При этом работник будет вправе улучшить предложенный расчетный размер пенсии, а именно:
- предоставить сведения о заработной плате до 2000 года (до введения персонифицированного учета);
- отсрочить свой выход на пенсию с целью повышения пенсии на 0,5 — 0,75% за каждый полный месяц работы после достижения пенсионного возраста;
- воспользоваться правом на назначение пенсии.
Как работнику увидеть свою электронную трудовую книжку?
Информация будет доступна на портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины. Кроме этого работник будет иметь право обратиться с вопросом относительно своего стажа в электронном виде и получить ответ в установленном законом порядке.
По этому вопросу также можно будет обратиться в ближайший сервисный центр ПФУ. Доступ с мобильного телефона к веб сервисам Пенсионного фонда Украины будет реализовано благодаря мобильному приложению «ПФУ» для Андроид.
Какова степень защиты персональных данных в электронной трудовой книжке?
Вся информация накапливается в Реестре застрахованных лиц и в полной мере поддерживает киберзащиту, что внедрена разработчиками. Это делает невозможным доступ мошенников к электронной трудовой книжке.
Кадровикам и бухгалтерам предприятий стоит уже сейчас знакомиться с вышеупомянутыми нововведениями, чтобы корректно оформлять электронную кадровую документацию и правильно осуществлять расчеты по социальному страхованию.
Читайте также:
Трудовые книжки — как оцифровать? Порядок ПФУ
10 июня — введение электронных трудовых книжек. Что нужно знать работодателю?