logo

Новые правила фактических проверок ГНС с 16 апреля

Поделиться

Вступил в силу новый закон, расширяющий полномочия налоговиков при проведении фактических проверок с 16 апреля 2022 года.

В частности, с этой даты проверяющие уполномочены получать от хозяйствующих субъектов документы и информацию, подтверждающую стоимость приобретения товара, который является предметом такой проверки.

Что изменится в проверках — Закон Украины №2173

Полномочия налоговиков при проведении фактических налоговых проверок будут расширены. Это предусматривает соответствующий закон Украины от 01.04.2022 года № 2173-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об администрировании отдельных налогов в период военного, чрезвычайного положения». Указанный закон вносит дополнение к пункту 69 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины. Внесены новые подпункты:

  • 69.27, согласно которому налоговики проводят проверки с учетом пункта 69 подраздела 10 Переходных положений НКУ;
  • 69.28 – этот подпункт предусматривает применение особых правил для проведения проверок налогоплательщиков, которые вели деятельность на территориях боевых действий или временно оккупированных территориях, в частности, подтверждения приведенных в налоговой отчетности данных. О порядке уведомления контролирующего органа и восстановлении первичных документов в случае, когда предприятие находится на временно оккупированных территориях или территориях ведения боевых действий или офис был разрушен в результате военных действий, читайте по ссылке. 

Рассмотрим подробнее новые подпункты 69 пункта подраздела 10 Переходных положений НКУ.

Подпункт 69.27 — проверки по новому

Новый подпункт 69.27 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса предусматривает, что временно, сроком до окончания военного положения в Украине, налоговые органы проводят государственный контроль/наблюдение и наблюдение в сфере ценообразования в соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразовании», при этом, учитывая положения, установленные пунктом 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ. Для контроля за соблюдением налогоплательщиками положений законодательства относительно определенных государством фиксированных цен, предельных цен и предельных уровней торговой надбавки/наценки применяются фактические проверки.

В каких условиях применяются фактические проверки?

Предполагается, что проведение фактической проверки осуществляется, если есть по крайней мере одно из следующих оснований:

  • от государственных органов или органов местного самоуправления была получена информация в предусмотренном действующим законодательством порядке о возможных нарушениях законодательства о ценах и ценообразовании;
  • получено оформленное согласно законодательству письменное обращение покупателя/потребителя, касающееся нарушения налогоплательщиком установленного порядка формирования и применения регулируемых государством цен.

Обратите внимание: согласно новым положениям, установленным в Законе №2173, при осуществлении фактической проверки налоговики могут получать от субъектов соответствующие документы, а также информацию, в подтверждение стоимости приобретения товара, являющегося предметом такой проверки.

Если при проведении фактической проверки были обнаружены нарушения, относящиеся к положениям законодательства о ценах и ценообразовании, указанные нарушения следует изложить в отдельном акте. Акт о результатах фактической проверки необходимо направить в орган, который уполномочен принимать решение о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение требований законодательства о формировании, установлении и применении государственных регулируемых цен.

Однако налогоплательщик может не согласиться с выявленными налоговиками нарушениями по ценам и ценообразованию. В таком случае налогоплательщик направляет свои замечания в орган, который уполномочен принимать решения по применению административно-хозяйственных санкций за нарушение законодательных требований о формировании, установлении и применении государственных регулируемых цен.

Что предусматривает пункт 69.28 Закона №2173?

Положения подпункта 69.28 пункта 69 подраздела 10 раздела ХХ Налогового Кодекса предусматривают случаи, когда к налогоплательщикам применяются отдельные правила для подтверждения информации, указанной в налоговой отчетности. В частности, это касается налогоплательщиков и налоговых агентов, ведущих свою деятельность:

  • на территориях, где производились или продолжаются боевые действия;
  • на территориях, временно оккупированных войсками страны-агрессора.

Если такие налогоплательщики и налоговые агенты не имеют возможности предъявить первичку, на основании которой производится учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения или налоговых обязательств, они считаются исключением из норм, предусмотренных в статье 44 Налогового кодекса. Для них следует применять отдельный порядок по подтверждению указанных в отчетности данных.

Основания невозможности предъявления первичных документов

Считается, что налогоплательщик или налоговый агент не имеет возможности предъявить первичку в следующих случаях:

  • потеря, уничтожение или порча первичных документов;
  • первичные документы находятся на территориях ведения боевых действий;
  • первичка находится на временно оккупированных российскими войсками территориях;
  • если первичные документы невозможно вывезти или вывоз первички несет риск жизни или здоровья налогоплательщика, физических лиц;
  • если вывезти первичку невозможно в результате административных препятствий, установленных властями.

Как действовать налогоплательщику при потере первички в таких случаях?

Если первичные документы были утрачены, повреждены или их невозможно вывезти с оккупированных территорий/территорий ведения боевых действий, налогоплательщику (или налоговому агенту) необходимо подать в орган контроля соответствующее уведомление. Уведомление о невозможности вывоза первичных документов составляется с учетом следующего:

  • сообщение составляется в произвольной форме;
  • необходима подпись руководителя предприятия, а также главного бухгалтера;
  • в сообщении необходимо указать обстоятельства, в результате которых были утрачены документы или доступ к ним, соответствующие налоговые/отчетные периоды и общий перечень первичных документов. Если налогоплательщик имеет такую ​​возможность, нелишне будет указать реквизиты такой первички.

Обратите внимание: Закон № 2173 устанавливает, что информация, указанная в налоговой отчетности такого налогоплательщика или налогового агента за указанные в сообщении периоды, не может быть подвергнута сомнению из-за отсутствия первичных документов.

Указанное сообщение также следует считать основанием для:

  • сохранения расходов, включая расходы на приобретение ценных бумаг или корпоративных прав;
  • отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль, включая отрицательный финрезультат по операциям с ценными бумагами или корпоративными правами;
  • налогового кредита по НДС, а также суммы отрицательного значения НДС.

Установлено, что при этом не обязательно наличие у налогоплательщика или налогового агента договорных, расчетных, платежных документов, а также другой первички, которую необходимо вести и хранить в установленные сроки в соответствии с правилами ведения бухучета и начислением налога.

Следует заметить, что как и при представлении сообщения об утрате первички в обычное время, при представлении сообщения невозможность вывоза первичных документов с территорий боевых действий или оккупированных территорий, проверки будут запрещены. Однако если в первом случае проверки переносятся на срок от 90 до 120 дней, то при представлении сообщения о невозможности вывоза первички будет введен мораторий на проведение документальных проверок по указанным в сообщении налоговым/отчетным периодам. В случае, если после представления уведомления о невозможности вывоза первички стало известно об уничтожении таких документов, налогоплательщик или налоговый агент должен подать в орган контроля уведомление о потере первички, в котором указать причины и обстоятельства утраты. При этом лица, подавшие уведомление об утрате первичных документов согласно подпункту 69.28 подраздела 10 Переходных положений НКУ, не подлежат документальным проверкам по указанным в сообщении периодам. Обратите внимание: такое положение будет применяться и после окончания военного положения в Украине.

При этом следует помнить, что обычная потеря первичных документов, их досрочное уничтожение или повреждение, не связанное с ведением боевых действий или нахождением на рисковых территориях, не подпадает под положения указанного подпункта. Таким образом, потеря документов, не связанная с российской вооруженной агрессией, не дает права на использование к налогоплательщику норм подпункта 69.28 пункта 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ, и в этом случае будут действовать общие основания. Напомним, при обычных условиях первичка, о которой было заявлено как об утерянной или досрочно уничтоженной, и которая не была восстановлена ​​или была повторно потеряна после срока 120 дней, считается отсутствующей у налогоплательщика.

За безосновательное применение положений указанного пункта налогоплательщик или налоговый агент считается уклоняющимся от уплаты налогов. В этом случае будет применяться установленная Налоговым Кодексом и другим действующим законодательством ответственность.

Если контролирующий орган отказывает в плательщике или налоговом агенте в применении положений пп.69.28, то обязуется в течение 1 месяца со дня получения уведомления об утрате документов согласно пп.69.28 предоставить решение с указанием мотивации отказа, а также оснований и доказательств отказа. При этом налогоплательщик или налоговый агент могут обжаловать такое решение органа контроля в административном или судебном порядке. До окончательного решения по такому делу орган контроля не имеет права:

  • подвергать сомнению показатели налоговой отчетности;
  • проводить другие проверки такого налогоплательщика или налогового агента, касающиеся налоговых/отчетных периодов, указанных в уведомлении об утрате или невозможности вывоза документов.

При этом установлено, что в периоды, указанные в сообщении, не может быть увеличено:

  • суммы налоговых обязательств по налогам и сборам, задекларированным в налоговых декларациях за указанные в сообщении налоговые/отчетные периоды
  • увеличено отрицательное значение объекта налогообложения налогом на прибыль, задекларированное за такие периоды;
  • пересмотрены в сторону увеличения суммы бюджетного возмещения НДС, указанных в налоговых декларациях за представленные в сообщении отчетные периоды.

Закон №2173 вступил в силу с 16 апреля 2022 года после публикации в «Голосе Украины» №88.

Актуальные новости для вас

Читайте также другие важные статьи:

Следите за нами
Поделиться
Комментарии

Комментариев пока нет ...

Полезные статьи